Мысли об иконеВСЁ – ИКОНА, ВСЁ – ИКОНИЧНО

ВСЁ – ИКОНА, ВСЁ – ИКОНИЧНО

Мы начинаем цикл статей, которые взяты из книги Валерия Владимировича Лепахина “ИКОНА И ИКОНИЧНОСТЬ”. Хотя статьи обьединены в одну книгу, они могут вполне быть самостоятельными. Мы приводим не все статьи, а те из них, которые по нашему скромному мнению наиболее подходят к теме нашего сайта.

Вместо предисловия

В середине IX века в Византии произошло важное событие: был установлен новый праздник — Торжество Православия. С тех пор в первое воскресенье Великого Поста Церковь отмечает этот день особым праздничным богослужением.

Что послужило поводом для учреждения этого праздника? Если коротко, — икона. Это день торжества иконопочитания над иконоборством. Богословски почитание икон победило на VII Вселенском Соборе в 787 году. Но только спустя полвека, в 843 году, был впервые совершен чин Торжества, который навсегда соединил икону и Православие. Сегодня одно без другого немыслимо.
Когда мы говорим «Православие», имея в виду всю полноту и все единство православного богословия и догматики, миропонимания и мировидения, православного богослужения и искусства (иконопись, церковная словесность, музыка, зодчество), православной церковной жизни и повседневного «оправославленного» быта, то, очевидно, подразумеваем, что во всех этих, самых разных по своему характеру, проявлениях православности лежит одно основание, действует один универсальный принцип, и вследствие этого легко обнаруживаются однотипные признаки, позволяющие относить что-либо к Православию или исключать из него. Каков же этот универсальный принцип?
Святые Отцы употребляли слово «икона» в более широком смысле, чем тот, к которому мы ныне привыкли. Весь мир, сотворенный Богом, они понимали как икону Божию, как произведение совершенного Художника. Апостол Павел называет Иисуса Христа Сына Божия «образом Бога невидимого» (2 Кор. 4:4). Человек, согласно Священному Писанию, сотворен Богом «по Своему образу» (дословно в греческом тексте: «по иконе Своей»). Церковь – тоже икона, по определению прп. Максима Исповедника. Храм и его алтарь – это иконы Царства Божия, Небесного Иерусалима и преображенного космоса. Епископ и священник – иконы Христа. Евангелие есть словесная икона Христова. Такие виды церковной словесности как тропарь или акафист, проповедь или житие суть словесные иконы и по своему содержанию, по своей композиции, структуре, по принципам отбора материала, и по своей внутренней связи с миром невидимым, к которому они устремлены сами, к которому они способны возводить человека. Возможности использования понятия «икона» по отношению к православным явлениям исключительно, а может быть, и неограниченно широки: всё – икона, всё – иконично. Торжество Православия есть торжество иконы, иконопочитания, иконичности. Данная книга и нацелена на то, чтобы еще раз подтвердить это.