Мысли об иконеБасменное искусство: от древности до наших дней

Басменное искусство: от древности до наших дней

Басма – один из древнейших видов русского художественного искусства. Тиснение по металлу украшало изделия славянских ювелиров еще до Крещения Руси. С принятием христианства русские мастера стали применять басму для украшения икон, продолжая византийскую традицию создания драгоценных окладов.

Одна из интереснейших находок археологов, свидетельствующих об этом, – фрагмент большой иконной ризы, относящийся к XII столетию, найденный в Великом Новгороде. До нас дошли суздальские иконы XIII—XIV веков, декорированные тонко проработанной басмой и чеканкой с серебряными и золотыми орнаментами, оклад Евангелия, принадлежавшего князю Симеону Гордому. Но наибольшего расцвета басменное дело достигло в XVI – XVII веках.

Басма выполняется как из драгоценных металлов – золота и серебра, так и из более простых – мельхиора, латуни, с камнями и без. Нередко она сочетается с чеканкой, эмалью, сканью, чернением. Созданная искусным мастером, басма оставляет впечатление благородной, сдержанной роскоши и ювелирно-точной проработки орнамента.

Басма обрамляет отдельные иконы и целые иконостасы, предметы церковного убранства и богослужебные книги. Ее издревле применяли для благоукрашения самых чтимых и богатых соборов. Замечательные примеры басменного искусства – иконостасы соборов Московского Кремля: Успенского, Благовещенского, церкви Ризоположения, а также Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры и многих других величественных древних храмов.

В музее Лавры хранится и старинный образ преподобного Сергия, украшенный уникальным басменным окладом, который можно назвать одним из лучших образцов древнерусского искусства. В узор на полях оклада вплетены искусно выполненные медальоны-дробницы с тиснеными изображениями святых, чье житие связано с преподобным Сергием. Над головой святого расположена икона Пресвятой Троицы. Образ украшен драгоценными камнями: бериллами, сапфирами, изумрудами, жемчугами, которые как будто вырастают из тисненого узора, продолжая его, словно плоды – ветви деревьев. Композицию дополняют великолепные венец и цата.

Примечательно, что этот образ в точности повторили современные мастера, радеющие о возрождении древнерусского искусства. Художники мастерской «Киноварь», расположенной на территории древнего Симонова монастыря, не только пишут иконы, но и работают с драгоценными металлами. Они создают эмалевые образки и украшенные каменьями кресты, чеканные и басменные оклады для икон, а также целые иконостасы, убранные басмой.

Опыт мастерской «Киноварь» позволяет проследить пути басменного искусства от древности до наших дней. Образ преподобного Сергия, о котором мы говорили выше, – одна из лучших работ мастеров XVI столетия. Создание его реплики позволило художникам постичь и впитать дух того далекого времени. К XVII веку относится по стилю басменный иконостас, созданный мастерской «Киноварь» для храма Троицы в Никитниках. Уникальность этой работы – в том, что басма занимает значительную площадь: не только обрамляет образа, но и декорирует «тело» иконостаса. А вот – совершенно другая эпоха и стиль: иконостас Покровского собора Марфо-Мариинской обители, украшенный басмой. Мастера участвовали в реставрации этого замечательного произведения стиля модерн. Адресуясь к нему, они выполнили и утварь: раку для хранящейся в соборе обители частицы мощей преподобномученицы Елисаветы Федоровны, басменные киоты, мощевики.

В наши дни басмой нередко украшают храмовые и домашние иконы. Заказывая убранство для чтимого образа, верующие выражают этим свою любовь к тому, кто написан на нем. Но не всякая басма имеет равную художественную ценность. Есть простые узоры, не несущие в себе ни исторической, ни символической наполненности, а есть – сложные и причудливые орнаменты, повторяющие работы древних мастеров, у которых каждая деталь имела религиозное значение. Так, стилизованные цветы и травы указывают нам на Божий рай; в украшении церковной утвари нередко применяются мотивы процветшего креста, указывающего нам на тайну спасения Христом человеческого рода: Крест, древо смерти, стал источником Воскресения и вечной жизни.

Художники «Киновари» создают басменные оклады по старинным образцам, хранящимся в Музеях Московского Кремля, Оружейной палате, Третьяковской галерее. По договоренности с музеями мастера непосредственно работают с лучшими произведениями древнерусского искусства либо, беря за образец фотографии этих произведений, в мельчайших деталях повторяют их убранство.

Подлинно русский вид православного искусства, басма завоевывает все большую любовь наших современников, не только в России, но и за рубежом. Так, художники «Киновари» написали и украсили басмой икону святого Иоанна Предтечи для Бигорского православного монастыря, находящегося в Македонии.

Журнал «Церковный ювелир», № 35, осень 2012 г.