Обычаи православияПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ

ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ

Приняв Святое Крещение, то есть став православными христианами, новыми людьми, мы начинаем посещать Церковь, ибо только в Церкви мы получаем истинные и правильные советы и наставления о том, как нам проходить путь, чтобы во всем уподобиться Спасителю, и особенно – научиться любить Господа.
Конечно, посещая Храмы Божий, человек должен не только уметь себя правильно вести в Храме, но и знать о храме, о его истории, о назначении • Церквей как можно более. Ведь быть православными – это значит не только верить, но еще и многое знать и стремиться узнавать, то есть стремиться
развиваться и совершенствоваться во славу Божию. Это необходимо не только нам самим, чтобы все более и более постигать величие Творца, Который даровал нам жизнь, и быть благодарными Ему, но это важно еще и потому, что мы, православные христиане, -люди, стремящиеся распространять Свет Христов по всей вселенной.
В изначальное время становления Православной веры, сразу после Гол-гофских Искупительных Страданий Господа, после Его Славного Воскресения и Вознесения Христова, образовалась Церковь – то есть общность верующих во Христа Спасителя людей. И также мгновенно верующие во Христа стали именоваться христианами.
Первоначально для общих, совместных молитв и принятия Святых Тайн Божиих – Причастия – христиане собирались в общих просторных горницах, возможно, по подобию Сионской горнице, в Которой Господь вкушал пасху с учениками, положив начало Святому Причастию. Позже для этого использовались специально построенные дома,
а еще позже – Дома Божий, Церкви, предназначенные исключительно для совершения благодарения Господу за Искупление – для совершения Божественной Литургии, основной церковной службы.
Однако необходимо знать и помнить, что христиане уже с первых веков, сразу после Крестной Смерти Спасителя, стали жестоко гонимы от языческого мира. В силу того что верующим во Христа приходилось скрываться, приобрели вначале решающее значение катакомбные церкви и храмы, скрытые в подземельях. Гонения на христиан заставили искать скрытые места для молитв и общих собраний, коими и стали катакомбы.
Катакомбы
Хорошо изучены Римские катакомбы и многие другие. В зернистом туфе, достаточно податливом, были выреза-ны лабиринты многоэтажных проходов, коридоров и тоннелей. В стенах этих коридоров одна над другой делались могилы, куда полагали умерших, хра-
ня их тела от осквернений. Гробницы закрывались плитами с надписями и символическими изображениями. Помещения в катакомбах делились на три основные категории: кубикулы, крипты и капеллы.
Кубикупы – это небольшие помещения с захоронениями в стенах или посередине, напоминающие часовни. Крипты – это храмы средней величины, предназначенные для собраний, для богослужений и для захоронений. Капеллы – со множеством могил в стенах и в алтарной части – это уже довольно просторный храм, который вмещал большое число христиан. На стенах и потолках всех этих сооружений до наших дней сохранились христианские символические изображения, надписи, фрески (настенные росписи) с изображением Христа Спасителя, Пречистой Богородицы, Святых и событий священной истории.
Катакомбы увековечили эпоху раннехристианской духовной культуры и показывают нам, как развивалась храмовая архитектура, живопись и сим-
волика. В период первых веков наземных храмов сохранилось очень мало, ибо они безжалостно разрушались во времена гонений на христиан. Так, в третьем веке непримиримый гонитель христиан император Декий в одном только Риме приказал уничтожить сорок христианских храмов.
Подземный христианский храм представлял собой продолговатое помещение прямоугольной формы. В его восточной, но иногда и западной части делалась большая полукруглая ниша, отделенная от остальной части храма. В ее центре помещалась гробница Святого мученика, подвигом засвидетельствовавшего верность Христу. Это был престол в алтаре. Перед алтарем – солея, а за ней – специальная часть храма для оглашенных, которые только собирались принять Святое Крещение, и для кающихся.
Чаще всего форма храма была корабельная (ковчежная), разделенная на три части, обязательно с алтарем, отгороженным от остального храма.
Впоследствии эта форма храма стала классическим типом храма Православного и сохранилась до наших дней.
Для подземных храмов характерны арки и сводчатые потолки, а если крипта строилась близко к поверхности земли, то в центральной части купола вырезался колодец, который выходил на поверхность для освещения внутреннего помещения.
Катакомбные принципы строительства христианских храмов за прошедшие тысячелетия фактически не изменились. Но, конечно же, каждый народ вложил и вкладывает свое понимание красоты при созидании церквей. Однако, вот непреложные принципы,хотя и разнообразные, которые использовались и используются до сих пор в строительстве храмов.
В плане христианский Храм может представлять собою ковчег, то есть прямоугольник; круг (как идеальная форма, свидетельствующая о божественном; такое понимание круга или сферы свойственно практически всем народам нашей планеты издревле); квадрат, как форма не менее идеаль-
ная, чем круг (древние народы имели сложное представление о том, что огромный квадрат, изображенный, например, на поверхности земли, приближается к кругу); крест – символ нашего Спасения; восьмиугольный крест и некоторые другие формы.
Храм, в плане представляющий
ковчег или прямоугольник Это одна из древнейших форм фундамента храма. Она символизирует память человека о том, что первое, хотя и временное, спасение Праведников состоялось через Ковчег, в котором спасся род Ноя от вод Потопа. Но и сама Церковь Христова – это единственный в мире Ковчег, в котором можно и должно человеку спастись среди бушующих житейских волн, накрывающих людей подчас с головой. Когда Храм Божий в плане представляет собой Ковчег, то невозможно не вспомнить слова Святых, что без Церкви Христовой нет спасения, что человек, живущий вне Церкви, живет и без Бога.
Храм, в плане представляющий
собою круг
Как мы уже говорили, практически все народы связывали форму круга или сферу с божественным миром, то есть с тем, где царят законы Высшей Правды и Добра. Круглые в плане Храмы -одни из самых древних и воплощают в себе следующую идею. Как все точки поверхности сферы или окружности равно удалены от центров, так и все люди равно дороги Спасителю, Который одинаково руководит и Праведниками, и грешными, если они обращаются к Нему за помощью. В Евангелии эта мысль изумительно выражена в притче о трудящихся в винограднике: даже пришедший к Господу в единона-десятый час, то есть одним из последних, но все же – пришедший, получит награду наравне с первыми, ибо и он дорог Богу точно так же, как и стремившийся к Нему от младых ногтей. Круглые храмы ознаменовывают собой также кафоличность (всемирность) и вечность Церкви и Царствия Небесного,
ибо круг, не имеющий ни начала, ни конца, как и сфера – символ вечности.
Храм, представляющий собою в плане квадрат
Внутренний смысл квадрата можно истолковать очень похоже на внутренний смысл круга. Однако здесь наиболее важно помнить, что квадрат – как бы видоизмененный крест: четыре конца креста замкнулись, образовав спасительное пространство христианского храма. В этом квадратный храм похож на тот, который имеет в плане ковчег или прямоугольник.
Храм, представляющий собою в плане крест
Животворящий Крест Христов есть Священное орудие и Священный символ нашего Спасения, и основанием Вселенского Храма мистически является Животворящий Крест. Понимая эту великую истину, древние строители воплотили ее в жизнь, сделав христианский Храм в плане – Крестом. Хра-
мы в виде Креста означают собою, что Крест Христов – основа Церкви и спасения людей.
Храм, представляющий собою в плане восьмиугольный крест Восьмиугольный Крест называется еще и Процветшим Крестом. Великие Святые, которым Господь еще при жизни позволил лицезреть Рай, описывают свои Божественные видения Рая и великий дар лицезрения Святого Креста Господня как Процветшего Восьмиугольного Креста. Конечно, как говорят Святые, от века послужившие подвигами Господу, нет человеческих слов, позволяющих истинно описать их видения Божественного мира и Райского Креста, но издревле повелась эта форма храма. Восьмиугольный Процветший Крест Христов, запечатленный в основании христианского храма, служит нам убедительным напоминанием, что видение мира в Духе Святом открывает столь величественные Божественные Тайны, что, не сравнимые ни
с чем земным, простому человеку и на ум не взыдоша!
Многие христианские храмы строились, как бы сочетая в себе несколько перечисленных основных в плане форм. Но это – более редкие принципы архитектурного искусства, служащего прославлению Творца и Его Великого Искупительного Подвига.
В виде восьмиугольной звезды храмы знаменуют собою Вифлеемскую звезду и Вселенскую Церковь как путеводную звезду нашего спасения.
Церковные приделы Христианские храмы освящались в память и честь больших Церковных событий, в память Великих Святых, в честь Святых Икон, но многие из церквей имели и имеют так называемые приделы – дополнительные алтари, на которых также может происходить Церковная служба – Божественная Литургия. Церковные приделы, как и сама церковь, также освящаются в память больших Церковных событий, Великих Святых, в честь Святых Икон и т. д.
Внутреннее разделение храма
Православный храм разделен на три основные части: Алтарную часть, собственно Храм, где собираются верующие на общую молитву, и притвор.
Внутреннее устройство Храма знаменует собой как бы небесный купол, распростертый над землей, или духовное небо, связанное с землей столпами истины.
Православный храм обязательно увенчивается крестом на куполе или на всех куполах, если их несколько. Крест на куполе – победное знамение и свидетельство искупления всех и вся Господом нашим Иисусом Христом; свидетельство того, что все творение, благодаря Господу, непременно входит в Царство Божие.
При лицезрении Православных храмов необходимо молитвенное усилие, духовная концентрация, чтобы сложная, в отличие от католических храмов, архитектурная конструкция предстала как единый символ Единого в Троице Бога.
В строительстве Православных храмов все и всегда было нацелено на преображение сознания христианина, к возведению человека к углубленному созерцанию Творения Бога – мироздания в целом.

Притвор

В древних русских храмах часто притворов не было вовсе. Это связано с тем, что ко времени принятия Русью Христианства в Церкви уже строго не отделялись оглашенные, то есть готовящиеся принять Святое Крещение, и кающиеся. К этому времени людей уже крестили, как правило, в младенческом возрасте, причем крещение взрослых инородцев было не так часто, чтобы ради этого делать притворы.
Те христиане, которые за греховное поведение или проступки получили Церковное наказание – епитимью, стояли некоторую часть Церковной службы у западной стены храма или на паперти.
В дальнейшем все же опять возобновилось строительство притворов. Собственное название этой части храма -трапеза, поскольку раньше в ней уст-
раивались угощения для нищих в праздничные дни или поминовения усопших. Теперь практически все наши Православные храмы имеют притворы.
По Церковному Уставу теперь они имеют богослужебное значение: здесь совершаются литии на великих вечернях, панихиды по усопшим, последова-ние определенных частей вечерних богослужений. В притворе дается женщине очистительная молитва по прошествии 40 дней после родов, без нее невозможно входить в Храм Божий.
В притворе, как правило, находится церковный ящик – место для продажи свечей, икон, литературы, просфор, для регистрации крещений, венчаний и т. д.
Вход в притвор с улицы устраивается в виде паперти – площадки перед входными дверями, на которую ведет несколько ступеней.
Это Святое и Священное место христианского храма. На Святом Престоле в Алтаре совершается Бескровная
Жертва Господу, которая позже предлагается христианам как Причастие на Божественной Литургии.
Во всех типах храмов Алтарь непременно отделяется от прочей части храма.
В самом начале Алтарями являлись квадратные камни или прямоугольные плиты, покрывавшие усыпальницы Святых Мучеников за Христову веру. Ныне, как и в древние времена, Алтарем также является место, которое содержит в себе Святые Мощи тех людей, которые подвигами и жизнью своею засвидетельствовали верность Господу и следование за Ним Его путем. Собственно Святым Алтарь и является потому, что содержит в себе Святые Мощи.
Главное, однако, то, что Алтарь – это и место, где постоянно незримо для верующих, но непреложно и истинно, постоянно присутствует Сам Господь, Освящающий не только Алтарь, но и весь Храм. В Алтаре также незримо присутствуют Горние Силы – Служители Горнего Мира, и Ангелы, и Святые.
От места, где собираются верующие христиане на общую молитву, Алтарь отделен Иконостасом, который символизирует преграду между Горним Миром и земным. Однако, например, на праздник Пасхи Царские Врата остаются открытыми постоянно, и верующим предоставляется возможность лицезреть все, что происходит в Алтаре.
Иконостас Умозрительная черта, разделяющая Горний и земной миры, выраженная в Иконостасе, говорит нам еще и о том, кто и какими способами и средствами может вернуться в наш истинный дом -в Рай. Вернуться в райское достоинство могут все люди, но – что для этого необходимо?
Во-первых, мы видим иконы Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистой Матери – Богородицы. И Пресвятая Дева, и Сам Господь являются для нас первыми примерами истинного пути в Рай: любя Творца, Они прошли путем полного добровольного покоре-
ния своей воли – воле Господа. Иисус Христос исполнил Великое Дело Спасения всех и вся – предназначенное Ему Отцом. Пречистая Богородица, как и Ее Божественный Сын, полностью добровольно подчинила Себя Божией воле, еще в Благовещении смиренно сказав Архангелу Гавриилу: Се, будет Мне по глаголу твоему.
В Иконостасных рядах мы видим также Святые образы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, сонм Ангельских сил и, конечно же, образы многочисленных Святых, от века послуживших Господу и стяжавших от Него Духа Святого. И всех, кто пришел назад домой – в Райские кущи, в Горний мир, всех отличает великий подвиг любовного добровольного покорения своей воли – воле Бога. А Господь всем хочет спастись и в разум Истины приид-ти. Искупленные от первородного греха непокорства и своеволия, не имея ничего более драгоценного, чем полная свобода, дарованная нам Спасителем в Голгофской Его Жертве, мы ничего более драгоценного и не можем принести Богу, кроме как нашей, Им же
дарованной, свободы. Но только великая любовь к Господу позволит человеку покорить себя Ему. Свидетельством же любви к Творцу и является наше умение быть смиренными. И в каждом Святом, чей образ мы можем видеть на алтарной преграде – Иконостасе, мы обретаем великий пример такой смиренной и великой любви к нашему Создателю. Ненависть всегда горда, но любовь, по свидетельству Святых, не может быть никакой иной, кроме как воистину смиренной. Господь Сам есть Любовь. А Его Святые, облеченные Духом Святым, передали нам, что и все мироздание может быть спасено только любовью.
В преизбытке Божественной Любви был сотворен мир, Божественной Любовью вселенная и человек были Искуплены от греха Самим Спасителем на Голгофе, и мы, православные христиане, можем только смиренной любовью стяжать себе Духа Святого, чтобы Бог постоянно пребывал с нами и в нас, а значит – только смиренной любовью мы можем и вернуться домой – в Рай. Спаситель ободрил нас Своими словами и призвал к твердому следованию за Ним: Дерзайте! Ибо Я победил мир!
Собственно храм Мы, православные христиане, собираемся на общую молитву и благодарение Господу – приходим в Церковь на Божественную Литургию. Мы находимся при этом в том месте общего строения Церкви,которое и есть собственно храм. Перед взорами верующих -Иконостас, за которым расположен Алтарь. Иконостас и Алтарь преобразовательно указывают нам на наш общий дом – Горний мир и на то, как нам вновь вернуться и, как прежде Адам, вновь пребывать пред Лицеем Господа. Все верующие пребывают в Храме, и мало кому позволено в нашей жизни, кроме священников, входить в Алтарь и даже подниматься на солею – возвышение перед Иконостасом. В храме же, после совместной молитвы, православные христиане принимают Святое Причастие на Божественной Литургии, которая и служится исключительно для того, чтобы христиане могли приобщиться Святому Телу и Святой Крови Христовым. В помещении храма над христианами также совершается Таинство Исповеди, в результате которого христианину дается возможность начать новую, очищенную от совершенных им грехов жизнь.
Если в храме несколько приделов, то они имеют свои алтари, и, как и главный, отделены от верующих небольшими Иконостасами.
Церковное строительство и искусство Западной Церкви
Разделение Римской империи на Западную – Римскую и Восточную – Византийскую части повлекло за собой сначала чисто внешнее, а затем и духовно-каноническое разделение Церкви на Западную, Римско-Католичес-кую, и Восточную – Греко-Кафолическую. Значения слов «католическая» и «кафолическая» одинаковы – вселенская. Различие в написании принято для отличия Церквей.
Церковное искусство в Западной Церкви шло своим путем, и наиболее распространенной формой храмовой архитектуры впоследствии стала базилика.
А в Восточной Церкви сложился византийский стиль и во всем церковном искусстве, и в богослужении. Здесь были заложены основы жизни Церкви, ныне именуемой Православной.