Обычаи православияО поведении в храме

О поведении в храме

Православный христианин должен постоянно посещать Храм, то есть приходить на Божественную Литургию. Церковью заповедано пребывание в Храме каждое воскресенье, ибо этот день памятен тем, что Господь совершил Искупительный Подвиг, приняв добровольную смерть на Кресте. Поэтому каждое воскресенье у христиан -праздник. Обычаями Православной Церкви также закреплено непременное участие православных людей в совершении Божественной Литургии по двунадесятым праздникам, по Великим праздникам, посещение Церкви в день своих именин, поминовение на Родительские субботы и т. д.
К посещению Храма православный человек должен заранее готовиться даже в том случае, если христианин не будет Причащаться. Что значит, готовиться к посещению Божиего Храма?
Это означает, во-первых, соответственное поведение дома, неспешное, с размышлениями о том, что требуется для посещения Церкви, какие цели конкретно человек намечает себе достигнуть, придя на Божественную Литургию – главную церковную службу.
В Храме Божием, когда идет Свя-щеннослужение, нельзя бесцельно бродить уже хотя бы потому, что это мешает молящимся. К тому же посещение Храма заключается главное в том, чтобы вознести Господу, совместно с другими христианами, свою молитву. Церковным благочестием определено и Святыми нам заповедано трепетное отношение к церковной службе, но это возможно только при условии, если человек понимает, что такое Божественная Литургия. Поэтому, конечно, православный христианин, не понимающий церковную службу и не
стремящийся развиваться в этом направлении, представляет собою нелицеприятное зрелище, и часто не только внутренне, но и внешне. Ведь чисто по нежеланию знать человек может себя вести в Божием Храме настолько неправильно, что вызовет нарицания.
Как недопустимо мешать хождением по Храму молящимся верующим, так недопустимо проходить между иконой и конкретным молящимся человеком.
Великое терпение и смирение показали нам Своей земной Жизнью Сам Господь, Пречистая Богородица и Все Святые, ибо терпение и смирение -есть выражение нашей любви к Господу. В Церкви нам особенно надо следить, чтобы не быть вызывающе нетерпеливыми, о чем будет свидетельствовать и наш разговор (болтовня) на Службе, и обида на совершенно правильно сделанное замечание и, к сожалению, еще весьма многое, что отличает обычных мирских людей от истинно верующих.
Особое внимание надо уделить тому, как следует накладывать на себя Кре-
стное Знамение – этот удивительный жест веры и благочестия, любви и поклонения, а вместе с этим и жест свидетельства, что Спаситель никогда не оставляет нас Своим вниманием и во всех случаях ограждает и защищает нас. Крестное знамение накладывается на себя размеренно, точно и довольно широко (центр лба – освящение головы и призывание ума, мудрости; центр солнечного сплетения – чрево, фактически освящение всех внутренних органов человека, его внутреннего состава; точно на оба плеча, сперва на правое, а потом на левое – на рамена, чтобы мы несли груз своей жизни легко и правильно). И как часто можно увидеть, как христиане небрежно, иной раз даже и не касаясь себя, накладывают Крестное Знамение. Для нашего вразумления хорошо бы всегда помнить, какое великое значение святой преподобный Серафим Саровский уделял Крестному Знамению, говоря своим чадам, что сим спасительным крещением себя человек ограждается и от духов злобы невидимых и, тем более, от видимых, грубых, а значит, и
менее опасных, могущих повредить только телу.
Если христианин хочет пожертвовать какой-либо иконе свечу, то это вполне можно сделать несколько ранее начала Божественной Литургии или передать свечу другим верующим, и те, которые стоят ближе к иконе, ее непременно поставят.
Записки о поминовении умерших и о здравии, разумеется, надо подавать не во время Службы, а раньше, до начала, ибо стояние в очереди – вовсе не присутствие на Церковном священное -лужении. Хотя, если возникла, например, некоторая срочная надобность подать записки, можно и стоя в очереди молиться и слышать Божественную Литургию, то есть принимать участие в Богослужении. Однако это возможно только для тех христиан, кто уже довольно четко знает разделы Церковной службы, а многие молитвы – наизусть. Хотя именно человек, понимающий смысл и огромное значение Божественной Литургии, придет в Церковь раньше, чтобы не отвлекаться от молитвы -.второстепенным.
Желающие получить Святое Причастие должны особенно благочинно вести себя в Храме Божием. Ведь до принятия Святого Причастия христианин только что был на Таинстве Исповеди и получил от Господа через священнослужителя отпущение грехов, восстановился для новой жизни. Это состояние нам непременно должно сохранить усиленным молением и смиренным обращением к Господу. Перед принятием Святых Животворящих Тайн Христовых православный христианин должен обязательно поститься три дня, а накануне, уже с полночи, нельзя ничего вкушать и пить, даже воду, ибо Причастие совершается натощак. В эти три дня, которые даны христианину для подготовки к Таинству Евхаристии, человек должен усилить свое молитвенное состояние, активно, не как обычно, наблюдать за собой и накануне вычитать положенное к Святому Причастию Правило. Такая подготовка, заповеданная нам Самим Господом, его Святыми служителями и Вселенской Церковью, истинно готовит православного человека к Великому Таинству.
Выше мы говорили, что Иконостас есть некоторая преграда, отделяющая Небеса от земли, и не все могут проникнуть за Иконостас, как в нашей обычной жизни, так и в Рай – после нашего успения. В Церкви нет ничего, ни одного предмета, ни одной детали, которые были бы чисто символичны. В Храме Божием, где постоянно присутствует Сам Господь, все исполнено Святым Духом и, тем более, Алтарь. Благочестивое поведение в Церкви предполагает, что христианин, понимающий смысл происходящего в Храме Божием, никогда не будет стоять спиной к Алтарю. И когда происходит в Церкви каждение, нельзя поворачиваться к Алтарю спиной, ибо нет ничего важнее Горнего мира, присутствующего в Алтаре, нет ничего вообще важного, кроме Самого Спасителя и Его Святых, в чьем Доме – Храме – мы находимся, и нет ничего выше Святого Алтаря.
Далее по ходу наших размышлений и писаний мы еще не раз коснемся того, как должно себя вести православному человеку в Храме Божием.
Колокола и колокольные звоны на Руси
Пожалуй, более нет в мире страны, кроме России, где бы с таким искренним почитанием относились к колоколам и колокольному звону. Ведь в прежние, ветхие времена до Пришествия в мир Спасителя колокола были неизвестны на храмах. А колоколен и вовсе не было. Кое-где, в странах Азии и Индии, в Тибете колокола хотя и использовались, но они не были такими большими и почитаемыми, как на Руси. В первые века христианства колоколов также еще не было.
Сразу же после принятия Русью христианства, колокола зазвучали на наших просторах, а вскоре и прочно вошли в Церковную практику, слились с Церковным Богослужением, которое приобрело на Руси особую красоту и торжественность.
Русское благочестие тесно связано с восторженным и любовным отношением православных христиан к колоколам и колокольным звонам.
Колокола на Руси всегда освящались, каждый имел свой необыкновенный голос, а отдельные колокола, самые большие и певучие, были известны по всей стране. Освящаемому колоколу испрашивалось благословение и сила от Господа, чтобы все, кто мог слышать этот колокол днем и ночью, возбуждались бы его прекрасным голосом к славословию Бога и собирались с радостью в Церковь на молитву. Церковное освящение колокола необходимо еще и для того, чтобы и сам его перезвон воздавал Господу хвалу, изгоняя демонские силы из окрестностей, куда колокольный звон доходил. А русские умельцы так виртуозно отливали колокола, что их пение разносилось на десятки километров.
Освященные колокола умеют славить Господа так, что Бог дает этой рукотворной вещи мощь и силу оберегать не только окрестности, но и саму атмосферу и православных людей от множества напастей. Прекрасно известно, что освященные колокола оберегают от пожаров, а если таковой случился, то звон колокола усмиряет пла-
мя; колокола осветляют и освящают атмосферу и во времена моровых поветрий останавливают дальнейшее распространение страшной пагубы -такие случаи хорошо помнят православные люди. Пение колокола может избавлять от молний, утихомиривать страшные бури и избавлять от множества иных неприятностей.
В Богослужебных книгах колокол называется кампан, что связано с названием римской провинции Кампании, где для колоколов добывалась лучшая, чистейшая медь. Интересно, что campi -Греко-латинское название поля, а слово campanula переводится как колокольчик. Как по полю беспрепятственно может идти человек, так и голос колокола, похожего по форме на цветок колокольчик, совершенно беспрепятственно распространяется над землей и поднимается в Горние выси, призывая Божественную Благодать.
Вначале колокола не имели постоянного места в храме и их подвешивали в арках входных дверей, удобных проемов, внутри храмов и на башнях куполов, на воротах, на отдельных звонни-
цах и т. д. Звонницы – это как бы стенки с проемами для колоколов, где можно их подвешивать. С четырнадцатого века на Руси стали строить многоступенчатые башни с купольной кровлей, куда и подвешивались колокола, – колокольни. Позже колокольни стали как бы неотъемлемой частью храмов и строились обязательно. Чем выше поднят колокол, тем дальше слышен его божественный голос, и колокольни на Руси строились очень высокими. А духовно колокольня означает еще и ту гору, с которой Спаситель благове-ствовал ученикам Своим – Апостолам -Евангелие; она уподобляется также и вершине земной истории человечества перед Вторым Пришествием Спасителя, когда прозвучит труба Архангела, благовествующая о Вечности.
Звон колоколов во время Божественной Литургии и утрени призывает верующих, находящихся вне храма, соединить свои молитвы с молитвами присутствующих на Богослужении.
Славной традицией Православного русского народа стал и перезвон колоколов во время праздников, а когда
наступали тяжкие времена, колокола возвещали о народных бедах, ограждая и призывая на помощь.
Звоны меняются в зависимости от характера Богослужений. Одни звоны применяются Великим Постом, другие – в Праздник Пасхи и иные праздничные дни. Различают звоны воскресные, полиелейные,простодневные или будничные, а также красные звоны.
Искусство русского колокольного звона уникально и является не только духовным, но и представляет собой шедевр мирового значения, мировой культуры.
Кладбища, часовни и их назначение Кладбища – это священные места, где покоятся тела умерших до Второго Пришествия Христова, до будущего воскресения мертвых. Особый вид кладбища в древности представляли собой катакомбы и подземелья, где христиане погребали своих умерших собратий, храня их тела от осквернения.
Каждый умерший по православному обычаю полагается отдельно от другого. На кладбищах кроме храмов и часовен ничего другого не должно строиться. Но над гробами умерших могут воздвигаться памятники, даже по образцу надгробных часовен.
Часовни – это малые безалтарные церкви. Они ставились над входами в подземные кладбища, над подземными храмами, которые строились над гробами Святых мучеников за Христову веру, и в этом случае обозначали еще и места Престолов в Алтарях.
Часовни строились и строятся также и на местах, где произошло какое-либо событие, ознаменованное Благодатью Божией, Его чудодейственной милостью и в память важных событий из жизни Церкви и народа.