Обычаи православияБыть православными христианами

Быть православными христианами

Быть православными христианами — это непоколебимо верить в Бога Троицу. Но чем больше мы, христиане, узнаем об истории становления Христианства и Церкви, тем более укрепляется наша вера.
Быть православным христианином — это еще значит и соблюдать христианское благочестие, которое зиждется на Святом Евангелии, Священном Предании и на установлениях Православной Церкви, пришедших к нам из первых веков Христианства. Церковь имеет главою Самого Христа и берет свое начало со времени, когда Господь жил среди людей.

 

Двадцатый век ознаменовался большими катаклизмами, которые активно повлияли и до сих пор влияют на наше сознание. Теперь, после долгих лет безбожия, наше Отечество в лице своего народа постепенно возвращается к своим истокам, возрождая традиционную духовность. Это полностью относится к Христианству в силу того, что эта мировая религия всегда была в России ведущей, ибо ее исповедало большинство народа. Но возвращение к Христианской вере сопряжено с определенными трудностями, потому что многие устои под воздействием сатанинской направленности большевистской политики, уложения и обряды
прочно исчезли из жизни человека, как исчезло и глубокое понимание Православной веры. Задача возрождения нашей, исконной Российской духовности является задачей обучения Христианству заново, в той же полноте, которая была, к великому сожалению, утрачена.
Однако мы, православные люди, находимся совсем не в таком печальном, хотя и в трудном, положении, которое может кому-то показаться безнадежным, ибо божественное начало и наследие Православной веры, ее Таинства, обряды и уложения, запечатлены не только в многочисленных письменных памятниках Христианской культуры. Люди, которые в годы суровых гонений на веру и православный народ, сохранили свет Христов в своих сердцах, воспитали своих детей и внуков в традициях Православия, передав им все, что стяжали от Господа, в том числе и могучие знания Христианской веры.
Теперь нам предстоит восстановить себя самих в Православии, ступить и неуклонно следовать пути Христа, Гос-
пода нашего, ибо от нашей духовности, от нашего личного возрождения и становления зависит и восстановление России как крепкого Православного государства, заботящегося о своем народе, что, к сожалению, ныне совершенно не так. Если мы, впав в грех безбожия, истинно поднимемся с Божией помощью, то мы, православный народ, выдержим и теперешнее испытание -полный развал нашей, некогда великой Родины. Ради себя и России нам и нужно идти Христовым путем, получая поддержку и вразумление только от Самого Творца, ибо надеяться нам больше не на кого. Да и кто против нас, если Бог за нас?
Однако легкомысленность и бравирование, игра на патриотизме и (не приведи Господь!) манкирование Православной верой, если мы поддадимся таким тенденциям, обойдутся всем нам и нашей Родине теперь уже невообразимой ценой. Поэтому, конечно, мы просто обязаны, хотя бы ради того, чтобы Отечество наше устояло, не казаться православными, но – именно -быть православными людьми.
Главным в понимании нашей Православной веры является вопрос о цели христианской жизни вообще и каждого члена Церкви Христовой – в частности. С одной стороны, эта цель выражена Святыми коротко и ясно: быть православным это значит стяжать Дух Святой. С другой стороны, путь к стяжанию Святого Духа и, соответственно, путь к жизни во Христе – это странствие, а на пути странников встречаются и многочисленные препятствия, которые истинно верующий обязательно победит. Если мы всегда, ежечасно и ежеминутно, будем иметь перед мысленным нашим взором великий Искупительный Подвиг Господа нашего Иисуса Христа, то все ошибки наши будут исправлены, а препятствия с легкостью преодолены. Ибо Сам Спаситель, поддерживая нас, сказал: «Дерзайте, ибо Я победил мир».

КРАТКИЙ ОЧЕРК

Сотворение мироздания и человека
Наш мир, то есть вся вселенная, все мироздание, имеет своим началом Творца, Который создал мир по преизбытку любви из ничего. Ничего не было, был только Бог, Который так Благостен и Милосерд, что сотворил жизнь – мир, наполненный самыми разнообразными существами. И как венец этого мира Создатель сотворил человека, по образу Своему и по Своему подобию, наделив его божественной мудростью и дав человеку бразды правления, чтобы человек, наслаждаясь Бытием, управлял вселенной, прославляя Своего Создателя.
Изначально мироздание, отданное во владение бессмертному и чистому человеку, само было беспорочно и чисто. Человек пребывал в Раю и «ходил пред лицем Божиим», любовно и трепетно общаясь с Творцом непосредственно и исполняя Его благие повеления. Господь и Создатель ничего иного, кроме любовного послушания, не требовал от человека, и единственную заповедь положил людям, чтобы не касались и не «ели» плодов древа познания добра и зла.
Но еще до сотворения человека Бог создал неимоверный сонм Ангелов. Среди них был один, соблазнивший и некоторых прочих, и восстали эти ангелы, ибо отвергли послушание Творцу. Произошла война, в которой предводителем Божиих Ангелов стал Архангел Михаил. И победили Ангелы Света ангелов тьмы, и те, которые были побеждены, лишились Райского беспорочного состояния и были низвергнуты в бездну. Бездна – это ад, который и был изначально сотворен Господом именно для этих ослушавшихся ангелов.
А человек, сотворенный по образу и подобию Божию, стал как бы продолжателем творения, ибо Господь наделил людей не только жизнью вечной, но и вложил в людей умение творить в созданном Им мире, уподобляясь Господу. Подобие Творцу заключается именно в подобной божественной способности творить в преизбытке любви и послушания Своему Создателю, то есть в способности быть как бы сотворцами уже созданного Богом мироздания.
Поклоняясь Создателю, человек имел незамутненный и светлый образ, именно человеческий образ, обладая в полноте Духом Святым, был прекрасен и вечен, имел божественную мудрость и божественное знание, ибо был в полноте наделен ими Самим Господом.
Одним из главных качеств человека было послушание Творцу, ибо без послушания Богу невозможна никакая жизнь и невозможно общение. И это очень хорошо поняли и засвидетельствовали своими святыми жизнями Святые, которые сказали нам, что гордым Бог противится, а смиренным
дает Благодать. Но пришел искуситель, и пал человек.
Преступление. Падение
Преступив единственную заповедь послушания – не вкушать плоды от прекрасного(!) древа добра и зла – люди потеряли все, что имели: и Райскую Вечность, и данное им Богом бессмертие. Благостный Господь и после того, как ослушался Адам, все еще окликал Свое любимое создание: «Адам, где ты?» Но человек, уязвленный грехом, пораженный тьмой, которая накрыла его, уклонялся теперь от встречи с Господом. А Творец ждал покаяния Адамова – и непременно простил бы его, если бы Адам покаялся, а не сказал, что плод дала ему его жена, а он сам как бы и не виноват. И от Евы Бог также ждал раскаяния, но и она сказала, что как бы невиновна, ибо искуситель-змий соблазнил ее. Не сказали люди, что соблазнились и поэтому пали, но сказали, что их – соблазнили.
Творец всех грешников милует и «всем хочет спастись». Немного для
этого требовалось человеку – раскаяние в содеянном, признание своего греха, признание именно своей вины пред Господом – вины ослушания. Но этого-то именно и не произошло.
Так человек был изгнан из Рая. Ложью оказалось все, что обещал искуситель, ничего не получил человек, но только потерял. И если можно назвать «получил», то этим даром стала смерть. Смертным и тленным, то есть пораженным грехом, стал человек, и не стало ему места в Раю, ибо только чистый и беспорочный может смело «ходить пред Господом», а затемненный грехом не выдерживает Света Благодати. Жжет и испепеляет Дух Божий грешных, поэтому и не стало места человеку в Раю.
В мир вошла смерть, болезнь, тяжкий труд и – тоска по утерянному Раю. Эта-то тоска, смертельная и неизбывная, горькие сожаления по утерянному превратились в молитвы, в страстные слезы и просьбы к Создателю – вернуть человека домой. И Творец, по всепобеждающей Своей Любви к человеку, и теперь готов был принять людей –
через осознание совершенного и покаяние.
Как говорится в народе, «горе горюй, а руками воюй». Пришлось человеку самому добывать себе хлеб насущный, осваивать землю, данную ему Господом, и – все делать, чтобы Создатель принял его назад.
Допотопные времена, или Сказка о начале земной жизни человечества
Всемогущий и Милостивый Бог дал падшим уже людям прекрасное место обитания – Землю, чтобы множилось человечество и трудилось, прокладывая себе обратный путь домой, в Райские обители. Праведники хранили веру Господу и следовали Его наставлениям, ибо Творец говорил с ними, взирая на их труды и поклонение Ему. Не оставил Бог человека ходить по земле в одиночестве, но во всем помогал ему, то есть помогал тем, кто просил Господа о помощи. И процвела жизнь на земле. Однако, и падшие ангелы не оставляли человека ни на се-
кунду, продолжая свой соблазн. И завидовали – даже теперь! – человеку, который все еще был велик и хорошо еще помнил время, когда был вечным, бессмертным и любимым творением Бога, наделенным от Него неограниченной властью над мирозданием. Все еще прекрасен и видом был человек, и настолько прекрасен, что увидели падшие ангелы эту божественную еще красоту и стали брать себе дочерей человеческих в жены. Так родилось страшное племя, про которое сказано нам в Священном Писании так: извратила путь свой на земле человеческая плоть. Настолько эти соблазнившиеся люди, отвернувшиеся от Своего Создателя, забыли Бога, что мерзки стали в Его Милостивых глазах.

Потоп

И постиг человечество гнев Божий. Задумал Господь истребить растленное и падшее до невообразимости человечество, уже переставшее почти и быть-то человечеством. Но Бог – непобедим в Своем милосердии: праведни-
кам послал Создатель Ангелов-вестников, чтобы предупредили их и чтобы смогли спастись они. Ною и его праведному семейству повелел Бог строить ковчег, ибо хлынут скоро воды Потопа и уничтожат, смоют всю скверну с лица земли. Сто двадцать лет строил Ной ковчег и проповедовал людям, что наступят скоро страшные времена, но никто не послушал его.
В назначенный день и час вошел Ной со своим огромным родом в ковчег, взяв с собой по паре всего, что росло и жило на земле, затворился в ковчеге, как и наказал ему Господь. И хлынули воды Потопа, и никто теперь уже не смог спастись!
Долго носился ковчег с людьми по необозримым водам, полностью затопившим землю; сорок дней и ночей бушевала стихия и свирепствовали страшные волны, покрывшие самые высокие горные вершины.
Послепотопное человечество
По велению Духа Божия на сороковой день открыл Ной ковчег и выпустил голубя, который вернулся, не обретя
себе места, ибо еще не схлынули воды. Еще раз был выпущен голубь, и опять вернулась божественная птица. Лишь на третий раз улетел голубь и не вернулся, и понял Ной, что очистилась земля и можно найти сушу. Причалил ковчег с людьми к высокой горе, обнажившейся от вод, и люди покинули пристанище, которое им дал Господь.
Вновь пришло время заселять землю, очищенную от греховной скверны, и люди, объединенные Господом одним языком, одним народом, одной культурой и одним намерением и желанием стали трудиться вновь. И положил Господь завет между Собою и Ноем, что никогда более не уничтожит Он человечество. И как символ этого завета между людьми и Творцом, послал Бог в мир Радугу, чтобы помнили люди Его обетования.
Вавилонская башня
Славные и праведные люди спаслись от волн потопа и воздвигли многие царства, в которых правили столь же славные цари.
Но и падшие ангелы не оставляли своих надежд завоевать человечество, отвратить от дороги домой – в Рай – и неотступно пребывали рядом. Созидались и разрушались царства, текло время, и вот во времена правнуков Ноя взошел на трон царь Нимрод в огромном городе Вавилоне. Священное Писание говорит нам, что то был очень сильный царь и владел большими землями; весь народ был у него в подчинении.
И вновь соблазнились люди, когда сказали им падшие ангелы, что они смогут стать «как боги», если выстроят невероятную башню, которая достанет до неба.
С легкостью объединили падшие и соблазненные люди свои усилия и стали, по совету еще более падших, строить огромную башню в дерзком желании достать до неба. Но опять скажем: гордым Бог противится, а смиренным дает Благодать. Безобразен был тяжкий труд этих возгордившихся людей и столь же – бессмыслен. Без смысла, не разумея, что только старания духа че-
ловеческого ценны пред Господом, «трудились» они. И вот: разрушена башня, а вместе с ней разрушил Творец и единство людей, смешав – разделив – языки так, что не стало между ними понимания, не стало единства и невозможно было больше людям осуществлять дружно свои желания и намерения. Ибо святотатственные помыслы и самовольные похотения человеческие стали столь омерзительны, что прогневали Бога. Но Творец положил завет между Ноем и Собою, что более не станет уничтожать людей, поэтому-то и разрушил Господь только черную башню, а человечество при этом не пострадало. И Святое Евангелие говорит нам, что все иные слова, кроме Слов Господа преходят, Слова же и обетования Творца неизменны во веки веков. Наказав падшее в очередной раз человечество, Господь не оставил людей по неизреченному и непостижимому Своему Милосердию к нам. Сохранив жизнь на земле, Творец вновь принудил людей к труду, но теперь уже – в лице многочисленных
народов, малых и больших, процветающих и погибающих, строго следующих заветам Господа и уклоняющихся от благостных повелений Его.

Страшное время перед Первым Пришествием Христовым

Потеряв взаимопонимание, разучившись говорить на одном, первоначальном языке, люди осваивали землю, но -это время стало временем войн и недолгих перемирий, покорений и восстановления, – временем раздора и падения.
Наряду с отвернувшимися от Господа всегда были, есть и будут во веки веков Праведники, Пророки, которые своими святыми жизнями и наставлениями удерживали и удерживают народы и отдельных людей на краю самых страшных бездонных пропастей, из которых нет возврата.
Проходили века и поколения, сменялись царства, и вот наступило время, когда Святые Господни стали все более и более говорить о том, что праведность на земле так истощилась, что
трудно обрести человека, который бы не уклонился от Господа. Пророки, побиваемые камнями и ненавидимые всеми, стремились отвратить людей от греховных деяний, но, как и во времена Ноя, мало кто слушал их, хотя люди еще чувствовали, что грядут новые времена и какие-то страшные перемены. И ждали. Святые праведники запечатлели в Священном Писании и Священном Предании то, что открывал им Господь. А Бог через вестников Своих -Святых Ангелов – передавал пророкам знания, что скоро придет в мир Мессия, посланный Им для спасения людей.
Грех человеческий стал на земле столь обилен и так мало осталось надежды на обращение человека к Богу, что уже не осталось никаких средств искупления такого сатанинского падения и растления. И Милосердный Господь в Своей невыразимой Любви к человеку посылает в мир Сына Своего Любимого и поручает Ему дело Искупления людей.

Пришествие Спасителя

Уклонились народы и царствия от поклонения Господу, впали в грех многобожия, стали следовать идолопоклонству, наваждениям и соблазнам, уже вовсе не понимая и не ведая, что творят. Но были и Праведные, хранившие в сердцах своих веру, любовь и надежду на Бога. Вот ради спасения и избавления от языческого гнета, ради спасения всех людей пришел в мир Иисус Христос.
Миссия Христа, Сына Божия, заключалась в том, чтобы указать человеку правильную и прямую дорогу домой -в Райские обители. Но разве возможно было это исполнить без Него, Единого и Единственного, Жертвой запечатлевшего и Кровию Своей омывшего человечество? Нет, конечно, нет. Ибо над человечеством тяготело страшное проклятие неисповеданного греха – того, первого, первородного, когда вкусили в Раю люди плода от запретного древа познания добра и зла, преступив заповедь послушания Творцу.
Все время жизни человека на земле Господь ожидал обращения и покаяния, исповедания Ему Единому этого страшного греха первоначального неповиновения, которое было сродни восстанию падших ангелов. Но порча человеческого существа дошла до такой степени, что более невозможно стало обращение и никакие жертвы, ни в каких храмах уже больше не могли помочь человеку.
Требовалась Великая Жертва. Настолько Великая Жертва теперь стала необходимой, что Ею могла стать только Жертва Самого Бога. Только Он Сам, таинственно и непостижимо для человеческого ума и сердца, мог удовлетворить этой Жертве. Поэтому Единый в Троице и посылает в мир людей Своего Сына, чтобы свершилась Великая Тайна – Тайна Божественного Искупления человека и мироздания в целом, чтобы обновилась вся тварь и каждая частица вселенной.
Праведники знали о Пришествии в мир Избавителя, по велению Господа, и ожидали Спасителя. И взошла Рождественская Звезда, проложившая
путь волхвам к колыбели Божественного Младенца, чтобы они принесли Ему царские дары, ибо тоже знали: вот Он -Царь Царей, Мессия и Спаситель, олицетворение в человечестве Любви и Высшей Божественной Правды и Жертвы.
Рождение в мир Господа нашего Иисуса Христа
А Царь Царей родился в маленьком городе Вифлееме, куда пришла праведная Святая семья, которой даже не нашлось места в гостинице. И пришлось Святой Деве найти пристанище в пещере, где пастухи прятали своих овец от непогоды. И положен был Божественный Младенец, Свет Светов и Единственный Царь всех и вся в ясли, из которых поили и кормили овец. И первыми, кто был оповещен о Рождестве Христовом, стали именно юные пастухи, и они первыми с детской непосредственностью, трепетом и любовью, изумленно и восторженно поклонились Господу. А позже Господь Сам скажет, что не войдет в Царство Небес-
ное никто, если не научится поклоняться Творцу так, как в умилении сердечном поклоняются Ему и любят Его дети.
Новые времена, новая Христова эпоха искупленного человечества
Рождество Христово положило начало новой эры, начало совершенно нового времени, которое принципиально отличается от всего, что было ранее. Бог, «осуществовавшись человеком», то есть приняв человеческий облик и человеческую плоть, родившись от Пресвятой Девы наитием Святого Духа, освятил Своим Рождением человеческую плоть.
Что это значит и почему мы должны это хорошо усвоить и понять? Потому что, приняв на себя человеческую плоть, Господь, будучи Светом и Истиной, Высшей Правдой, – показал человеку изначальную прекрасную его сущность, ту райскую безгреховность, которую человек утерял. Поэтому Господа, воплотившегося в человечестве, называют еще и Адамом, Истинным Че-
ловеком, тем чистым и любимым созданием Творца, которым и был человек в Раю. В Рождестве Христовом мы видим исцеление человеческой плоти, падшей через непослушание (презрение единственной заповеди).
Но еще это восстановление не произошло для всех людей, для всего человечества, ибо еще не совершен был Божественный Подвиг Искупления всех и вся из греховного состояния. Рождество Христово тем изумительно, что впервые после падения люди могли лицезреть нетленную плоть, нетленное тело, в котором и пребывал человек в Раю.
Придя в мир, Господь сказал, что Он пришел исполнить закон. Какой закон? Тот ветхий закон, который пророк Божий Моисей выразил в заповедях, принеся эти повеления с горы Синай, где он в Духе Божием беседовал с Господом. Ветхий закон, строгий и непреложный, от которого уклонилось человечество в многобожие, от века не был исполнен. За все человечество Сам Господь наш Иисус Христос выполнил его. Исполнил. Как чаша, исполненная
чистой водой, при добавлении малой капли начинает переливаться через край, так был Самим Христом исполнен ветхий закон. Вся земная жизнь Христа есть свидетельство неуклонного и прекрасного исполнения всех повелений, полученных людьми через Праведников, Святых и Пророков. Как надо было жить на Земле – все олицетворил Собою Господь, пребывая среди людей.

Искупительный подвиг -Искупительная Жертва Господа нашего Иисуса Христа

Главный смысл Пришествия в мир Христа Спасителя в том, что Он, принеся Собою Великую Жертву на Голгофе, искупил человечество из того первородного греха, который совершили люди, еще будучи в Раю. Создатель искупил всех нас из великого нераскаянного греха ослушания и неповиновения Ему.
В Священном Писании сказано, что Бог так возлюбил человека, что послал в мир людей Сына Своего возлюблен-
ного, Который, осуществовавшись человеком, приняв на себя – кроме греха – человеческую плоть, человеческое тело, – вольно следуя заветам и наказам Отца, вольно же и исполнил Великую Голгофскую Жертву. Иисус Христос постоянно говорил Своим ученикам – Святым Апостолам – что Он исполняет волю Пославшего Его Отца, но вовсе не действует самовольно.
В ночь перед Голгофскими Страданиями, молясь в Гефсиманском саду, Иисус Христос говорит Отцу – в молитве до кровавого пота – о том, что, мо-
жет быть, есть возможность не пить
Ему Великую Чашу Страданий. Но если невозможно, чтобы Чаша сия миновала Его, то Он готов, ибо Он готов исполнить до конца послушание Отцу. В этой непостижимой для нас молитве Господь наш Иисус Христос запечатлел как бы и специально для нас очень важный момент: послушание. А ведь именно послушание и отверг человек, когда преступил единственную райскую заповедь.
Господь-Творец сотворил нас абсолютно свободными, имеющими возможность выбирать, что нам совершать, а от чего надо уклоняться. Иисус Христос, живя на земле среди людей, в наивысшей степени обладал свободой воли, и именно свободно и добровольно исполнял все повеления Пославшего Его – повеления Отца.
Так, добровольно Иисус Христос принимает мученическую смерть на Кресте за все человечество, избавляя людей от совершенного преступления – от нераскаянного первородного греха ослушания.
После Искупительной Жертвы за всех нас, совершенной Господом нашим Иисусом Христом, мы стали такими же свободными, как были в Раю, и теперь более не повинны первородному греху, но отвечаем только за нашу личную жизнь, за то, как мы проходим путь следования за Господом. Теперь мы вновь абсолютно вольны выбирать путь, которым мы можем идти: один -путь послушания Творцу, другой – ослушания и непокорства, который уже и привел человечество в такое состояние, что потребовалось Искупление.
Сам Господь наш Иисус Христос сказал, а великие Учителя Церкви, начиная от Святых Апостолов, подтвердили и запечатлели в Евангелии,что мир обновился весь, каждая тварь, все и вся в мире получили полную свободу. Теперь надлежит эту вновь обретенную свободу использовать правильно, то есть так, как угодно Творцу, поклоняясь Ему и любя его всем сердцем, изумительно чисто – как дети.
Наша эра – эра победоносного шествия Христианства
После Искупительной Жертвы Иисуса Христа оживотворенный заново мир увидел небывалое: в третий день, как и обещал Господь, состоялось Воскресение из мертвых Господа нашего Иисуса Христа.
И стража, поставленная у Гроба Господня иудеями-священниками, в страхе свидетельствовала, и многие другие очевидцы: пришло Воскресение!
Сорок дней пребывал Иисус Христос после Своего Славного Воскресения среди учеников, пребывал в Теле, од-
новременно истинно человеческом и Божественном, которое, как Святой апостол Фома, могли осязать и другие Его ученики. Воскресение Христово показало людям, что смерть побеждена, как и Сам Господь сказал: Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?
После Вознесения к Отцу, Иисус Христос, Сын Божий, не оставляет людей, как и обещал, Он посылает в мир Духа Утешителя, которого, молясь, ожидали Апостолы в Сионской горнице. Теперь мы празднуем этот день -день Сошествия Святого Духа – Пятидесятницу. Через пришествие на землю Святого Духа открылась как бы новая эпоха – великая и небывалая. Ветхий закон исполнен Самим Господом, и теперь абсолютно свободный и обновленный человек может невозбранно следовать путем Иисуса Христа, ибо нам, человечеству, – непреложно и ежесекундно помогает Сам Господь’ через Святого Духа, пребывающего отныне в мире. А это и означает, что Бог, Единый и Нераздельный в Троице, постоянно присутствует в мире. Мы живем в эпоху действия Духа Святого, то есть Бога, присутствующего в мире в новой Своей Ипостаси – Ипостаси Духа Святого.
Жизнь в Христе и со Христом есть стяжание Духа Святого через смирение, то есть послушание, в чем и заключается истинный путь христианина.
Началом пути становится Святое Крещение, когда в этом Великом Таинстве человек присоединяется к Христу, входит в полноту общения с Творцом и обязуется добровольно следовать указаниям Духа Святого, запечатленным в Евангелии, Церковном Предании и во Вселенской Церкви как таковой.
Таинство Крещения
Принятие Крещения есть заповеданное нам Самим Господом Таинство. Иисус Христос принял Крещение от Предтечи Иоанна, который поэтому и носит как бы еще одно имя – Креститель Господень. Святой Иоанн крестил приходящий к нему народ водою, которой омывалось не столько тело человека, сколько, конечно же, внутреннее существо: вода свидетельствовала об
очищении от греха через искреннее раскаяние. И вот, исполняя закон, Господь приходит на Иордан и принимает Крещение водою от Святого Иоанна, который проповедовал людям Пришествие Спасителя и то, что Избавитель, в дополнение к крещению водою, будет Крестить Духом Святым – Святым Огнем.
Над теми людьми, которые пришли к вере, или над только что рожденными младенцами совершается Таинство Святого Крещения для того, чтобы через Духа Святого люди соединялись бы с Христом, нашим Господом, и чтобы мы могли невозбранно следовать Его путем Великого Послушания и Любви.
Таинство Крещения включает в себя и Таинство Миропомазания, через которое человек получает печать Духа Святого, когда священник помазует его Святым Миром. При этом произно-. сится молитвословие: «Печать дара Духа Святаго. Аминь.». Таинство Миропомазания – подготовленное Крещением, но самостоятельное Церковное Таинство, совершаемое по правилам Православной Церкви сразу же после
троекратного погружения крещаемого в купель.
Как и заповедал Господь, водным крещением омывается прародительский грех непослушания – грех преступления райской заповеди, а в Таинстве Миропомазания мы получаем Дар Духа Святого – соединение с Господом, прочное и нерушимое, и всегда ощущаем действительную помощь Бога на всем нашем жизненном пути.
Таинства Крещения и Миропомазания – Таинства воистину. Это не внешние обряды, но Священнодействия, в которых незримо, недоведомо человеческому уму, но непреложно истинно, присутствует Сам Творец, Единый, Неделимый и Неслиянный в Троице, и Сам Господь через священника и руководит Таинствами, и присутствует в них, и более никогда не оставит нас Своей поддержкой и помощью.
Как обычай, в Таинство Крещения входит древнее понятие человека, связанное с силой,концентрирующейся в волосах человека. У крещаемого отрезается часть волос в ознаменование того, что его силы ныне будут служить
Господу, и сам человек добровольно отдает себя в служение и послушание Творцу.
После того как мы приняли Святое Крещение, мы становимся членами Вселенской Церкви Христовой, в которой важен каждый Ее член. Главою Вселенской Церкви является Сам Ее основоположник – наш Господь Иисус Христос. Через Таинство Крещения и Миропомазания мы становимся незаменимыми, а значит, и очень важными членами Тела Христова – Церкви, ибо невозможно, когда болит какой-то член, всему телу чувствовать себя нормально. Господь также одарил нас еще одной важной способностью: возрастая в послушании Ему, Сам Господь заботится о том, чтобы мы стали личностями, во всем похожими на Него. Он Сам укрепляет наш дух в преодолении всех жизненных коллизий, заботится о душевном покое и телесном здравии. • Разумеется, это происходит только с теми, кто воистину перестал надеяться на самих себя, возложив все печали и заботы на Господа, то есть Спаситель заботливо охраняет и ограждает тех,
кто хочет полностью находиться в Его ведении – быть Ему послушными. Ибо, по словам Самого Иисуса Христа, кто любит Господа, тот и слушается Его.
В первые века христианства Таинство Крещения чаще всего принимали люди в сознательном возрасте, но мы знаем также, как рассказывает Святое Евангелие, что были нередки случаи крещения всем домом, вместе со взрослыми людьми крестили и маленьких детей, и младенцев.
Крещение новорожденных младенцев
В нашей жизни Святая Церковь настоятельно рекомендует крестить новорожденных младенцев, и как можно быстрее. Во-первых, Крещение во младенчестве абсолютно не противоречит ни Священному Писанию, ни Церковному Преданию, ни обычаям Православной Церкви, ни наставлениям, которые мы получили и храним от Святых, верно служивших Богу. Во-вторых, Таинство Святого Крещения дает только что пришедшему в мир человеку великую защиту – защиту Самого
Бога, который и нам, взрослым, заповедал равняться в своей сердечности на детей, на их простоту и доброту. Новорожденный, над которым совершено Таинство Крещения, обретает важнейшее качество: над этим маленьким человеком более не тяготеет страшный прародительский грех – грех непослушания, уничтоженный Иисусом Христом на Кресте. После Крещения младенец становится воистину новым человеком, свободным от греха, свободным проявлять наилучшие свои качества, свободным – радовать Господа, своих родителей и все окружение. В крещенном ребенке более просто и естественно раскрываются все таланты и дарования, которые он получил от Господа при рождении, а дух такого дитя имеет постоянное подкрепление от Спасителя, Матери Божией и Всех Святых.
Важность имени человека
По установившейся традиции именем человек должен нарицаться на восьмой день и, конечно, не позже сорокового дня. Человек, как правило,
получает имя во время Таинства Крещения. Чтобы правильно, в соответствии с Церковной традицией, дать ребенку имя, надо воспользоваться Месяцесловом, который издается отдельно, но часто входит составным разделом в Православный календарь (в конце Календаря). В следующие за днем рождения ребенка сорок дней мы можем выбрать имя по своему усмотрению. День, на который приходится имя Святого, который отныне будет покровителем нашего малыша, является днем именин. Теперь каждый год в этот день следует ребенка приводить в Храм Божий на Таинство Евхаристии -Таинство Святого Причащения.
Наши имена, как имена Святых, верно, мужественно, правильно и с великой любовью послуживших Господу, являются одновременно и руководством к действию для нас, и охраной от всего дурного, и целью, к которой мы можем, при желании, прийти. Поэтому правильно, если человек стремится узнать о своем имени как можно больше. Это значит, что мы должны интересоваться Житиями Святых, которые теперь изданы многочисленными тиражами и найти их не составляет особенного труда. Когда мы читаем Житие Святого, имя которого, в память и руководство, носим, то тем самым не только воздаем данному Святому хваление и благодарение за совершенный им жизненный подвиг, но можем многому научиться. Святые, в честь и память которых мы получили наши имена, прошли путь стяжания Святого Духа и стали угодны Господу, почему мы и чтим их Святыми (то есть они причислены Вселенской Церковью к лику Святых), но путь каждого Святого – путь личности, которая похожа и непохожа на других. Святость человека определяется его стоянием во Христе, его следованием за Господом, его любовью и поклонением Творцу, подвигом, который он совершил ради Спасителя и уподобляясь Спасителю. Однако, когда мы читаем Жития Святых, то убеждаемся, что каким-то Угодникам Божиим было более свойственно нестяжание, кто-то из Святых отличался подобной Господу великой любовью ко всем и вся, некоторые стяжали дар слезной молитвы или служили Господу исключительными и многочисленными
делами милосердия. Можно сказать, что у каждого Святого была и есть некая особенная линия, свойственная ему одному, которая и придает данному Святому отличие. В этом выражается знание Церкви о том, что каждый человек служит Господу по-своему, и этих разнообразных Служений Господу -неисчислимое множество, как и Самих Святых. Однако, выделяясь какой-либо чертой, особенно присущей данному Святому, конечно же, все Угодники Божий стяжали в себе полностью добродетель, почему и стали так любимы Богом, ибо невозможно быть милосердным, не будучи смиренным; нельзя поклоняться Господу в Духе Святом и при этом быть жадным или гневным.
Итак, можно вполне четко понять, что наше имя – это и наш путь, и путеводная звезда нашего перерождения, и пример для подражания, а возможно, и небывалого восхождения. Ибо пока стоит земля, наши Святые были, есть и будут до скончания веков нашими хранителями, наставниками и попечителями во главе с Господом нашим Иисусом Христом.