Чудотворные иконыИКОНА МАТЕРИ БОЖИЕЙ ТИХВИНСКАЯ

ИКОНА МАТЕРИ БОЖИЕЙ ТИХВИНСКАЯ

в СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ г. СУМЫ

Среди чтимых образов Спасо-Преображенского Сумского кафедрального собора предметом особого благоговения верующих являются иконы Божией Матери Корсунская (Шпилевская, «Прозренная»), список Тихвинской, а также икона ап. первому-ченика Стефана с частицей мощей.
Свое существование Преображенский собор ведет с 1660-х годов. По старым актам сумской соборный храм всегда был храмом Преображения Господня. Как свидетельствует архивная запись, сделанная в 1802 году священником Феодором Словинским, «17 марта 1661 года был освящен алтарь церкви Преображения во имя св. Алексия, человека Божьего, для молитв за царя Алексея Михайловича». Этот первый деревянный храм сгорел, и в 1694 году полковник Герасим Кондратьев выстроил новый. Освящение жертвенника осуществлено Преосвященным Авраамием, митрополитом Белгородским и Обоянским в том же году. В 1754 году новый Преображенский храм перестраивался.
13 июля 1776 года по благословению Преосвященного Аггея (Колосовского), епископа Белгородского и Обоянского, был заложен каменный собор. Освящал его 12 октября 1788 года епископ Белгородский и Курский Феоктист (Мочульский).
Последующие вехи обустройства сумского кафедрального собора связаны с возведением в 1801 году колокольни, реконструкцией ее двадцать лет спустя и сооружением ограды. Большой колокол соборной колокольни был взят из упраздненного в 1788 году Свято-Успенского мужского монастыря. Надпись на нем гласила, что изготовлен он был на средства статского советника Якова Шубского; меньший колокол пожертвовал сумской житель Даниил Забродский.
В 1858 году из-за прогрессирующей деформации сводов верхнего яруса храм был перестроен из двухъярусного в одноярусный. Сухие даты и факты из истории кафедрального собора г. Сумы не дают живого представления о времени и людях, о тех многочисленных милостях, которыми одаривал Своих верующих Господь. Приведем описание крестного хода, совершенного по благословению Преосвященного Макария (Булгакова), епископа Харьковского и Ахтырского осенью 1859 года: «… в присутствии Господина Начальника губернии и супруги Его Превосходительства, а также господина предводителя дворянства Сумского уезда, многих знатных особ обоего пола, городского и уездного начальства, при стечении многочисленного народа. Вот полный текст церемониального шествия с Чудотворною Иконою:
1. Сельский голова с двумя старшинами.
2. Один большой фонарь, особо устроенный на носилкахъ с зажженными свечами, несут богомольцы.
3. Хоругви большие церковные, кресты и фонари несут причетники в стихарях и богомольцы.
4. Сельские священники, особо для этого назначенные, с храмовыми иконами.
5. Старший священник с крестом, в предшествии двух диаконов кадящих.
6. Икона Чудотворной Божией Матери без киота, которую несут до границы селения уездный предводитель дворянства и помещики, принадлежащие приходом к церкви с. Шпилевки, в предшествии трех диаконов с кадилами.
7. Преосвященный, имея с одной стороны протодиакона, а с другой диакона.
8. За чертою с. Шпилевки церемониал останавливается, читается большая ектения, и Преосвященный осеняет Иконою с. Шпилевку и окрестности.
9. Потом Икона устанавливается в особо устроенный на носилках киот и несется богомольцами до города, в предшествии диаконов с кадилами, а по обеим сторонам киота по два малых церковных фонаря с зажженными свечами несут причетники в стихарях…
… Все шествие от с. Шпилевки до г. Сум и обратно сопровождают исправник, становый пристав, прочие сельские начальники, часть гарнизонной команды и вместе с этим наблюдают, чтобы народ во время шествия соблюдал строгий порядок и благочестие.
… против кладбищенской Петра и Павла церкви читается большая ектения, и Преосвященный осеняет Чудотворною Иконою г. Сумы и окрестности. На пути по городу, против Покровской церкви, читается краткая ектения, и Преосвященный снова осеняет Иконою город, равно как и на площади близ соборной церкви, где совершается краткое молебствие или большая ектения».
Свой современный вид Спасо-Преображенский собор приобрел после капитальной реконструкции в 1882-1892 годах, тогда же была сооружена четырехъярусная колокольня с курантами. Храм стал трехпрестольный, южный – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, северный – вмч. Димитрия Солунского. На храме установлены скульптуры четырех апостолов, а на колокольне – четырех евангелистов. Благоукрашение и расширение храма осуществлялось за счет пожертвований местных купцов Д. и Н. Сухановых, несколько позднее старостой собора был избран известный благотворитель, статский советник П. И. Харитоненко.
Празднование Тихвинской иконы Божией Матери, второй после Шпилевской почитаемой святыни собора и города, 9 июля. По преданию икона Тихвинской Божией Матери появилась в соборе из бывшего монастыря села Середняя Буда.