Чудотворные иконыИКОНА МАТЕРИ БОЖИЕЙ ГОРОДИЩЕНСКАЯ

ИКОНА МАТЕРИ БОЖИЕЙ ГОРОДИЩЕНСКАЯ

в СВЯТО-ТРОИЦКОМ ХРАМЕ с. ГОРОДИЩЕ ЛУЦКОГО р-на ВОЛЫНСКОЙ обл.

Волынская епархия имеет давнюю и славную историю. Когда-то здесь, еще до начала большевистского антиправославного террора, почти в каждом селе была церковь, причем большей частью старинная – некоторые волынские храмы по праву можно отнести к памятникам архитектуры. Во многих из них бережно хранились местночтимые чудотворные образы, но во время революционных и военных бурь десятки и сотни бесценных икон были безвозвратно утрачены. Около тысячи икон, вывезенных коммунистами-богоборцами из сельских храмов, хранятся в запасниках музея Волынской иконы…

А есть иконы, прошедшие невредимыми через лихолетье, как, например, икона Божией Матери, украшающая Свято-Троицкий храм в селе Городище (отсюда и название иконы – Городищенская). Храм, в котором она находится и ныне, был построен попечением прихожан в 1779 году. До капитальной перестройки в 20-х годах прошлого века церковь и колокольня были деревянными, причем колокольня находилась в 20-ти метрах от храма. После реконструкции, произведенной приезжим мастером и оплаченной благочестивыми прихожанами, храм и колокольня составили единый комплекс. Фактически Свято-Троицкая церковь тогда была перестроена заново.
Нелегкие испытания выпали на долю села в годы Великой Отечественной войны. Как свидетельствует нынешний настоятель Свято-Троицкого храма отец Владимир, однажды немцы и полицаи решили сжечь церковь. Они приказали отцу Семену, который был тогда настоятелем, вынести из храма иконы, а когда тот отказался это сделать, зверски избили его. Потом вандалы начали выносить иконы сами. Но чудотворную икону Богородицы им вынести не удалось. Образ не проходил сквозь Двери, Пречистая Дева не захотела оставить храм. Обозленные неудачей богохульники разожгли посреди храма костер из соломы, куда бросили и благодатный образ. Они были настолько Уверены, что деревянные постройки храма сгорят, что даже не задержались, чтобы проследить за этим, и сразу покинули село. Как только каратели скрылись из виду, к церкви поспешил отец Семен, который прятался во ржи. Он вбежал в храм и начал гасить пламя дерюгой. Когда удалось сбить огонь, батюшка увидел, что благодатный образ Богородицы, пребывавший посреди пылающего костра, остался неповрежденным, на иконе появился лишь легкий налет копоти. Это только одно из многих чудес, явленных Городищенской иконой Матери Божией. Вообще же образ прославился чудесами еще в древности. Недаром каждый год тысячи прихожан приходили на Богородичные праздники в Городище для поклонения этой святыне.
Присмотримся к образу внимательней. Пречистая Дева изображена с Предвечным Младенцем на руках без предстоящих. Стиль письма – византийский. Золотой фон дополняет и подчеркивает основную композицию образа. Местные жители говорят, что икона приплыла в Городище из соседнего села Белостока. Некоторые селяне полагают, однако, что благодатный образ издревле сохранялся в Городище, но был перенесен в Белостокский монастырь, откуда и вернулся обратно по воде. Есть даже мнение, что образ был явлен в ветвях старой липы, растущей около церкви.
По мнению исследователя волынского искусства В. Рожко эта икона – более поздний список той, которая происходила из древнего монастыря Воскресения Господня, располагавшегося в городке Полонном (ныне село Горькая Полонка). В 1262 году в этой обители принял постриг некто Войшелк, о чем свидетельствует летопись: «…А потом пошел он в город Полонный, к игумену Григорию в монастырь и постригся в чернецы, и пробыл в монастыре Григория три года. Оттуда же пошел он на Святую Гору (Афон) взяв благословение от Григория. А Григорий был таким человеком святым, которого не было перед ним». В.Рожко считает, что Войшелк, возвратившись в обитель с Афона, передал в монастырский храм подаренный ему греческими иноками
образ. И только позднее, после закрытия обители, икона попала в Городищенский приходской храм.
Благодатная икона Городищенской Матери Божией и сейчас, как в старину, привлекает к себе тысячи верующих – молясь у образа, они обретают надежду и находят исцеление.