Чудотворные иконыИКОНА МАТЕРИ БОЖИЕЙ ГИШИНСКАЯ

ИКОНА МАТЕРИ БОЖИЕЙ ГИШИНСКАЯ

в СВЯТО-ДИМИТРИЕВСКОЙ ЦЕРКВИ с ШИН ВОЛЫНСКОЙ обл

Украинская иконопись эпохи барокко отличается неповторимым своеобразием, новыми подходами в трактовке традиционных сюжетов. То было время православного возрождения, одним из наиболее ярких проявлений которого и является иконопись. Наши иконописцы овладели европейскими живописными методом и техникой, но использовали их очень оригинально. Фактически была создана новая устойчивая традиция, органически объединившая византийский иконописный канон с европейскими веяниями и лучшими элементами народной художественной культуры. Канон определял композицию иконы, ее внутренний смысл, в то время, как заимствования подчинялись предустановленной схеме, были только украшением, позволявшим по-новому открыть святость канона.
На иконах XV-XVIII веков рядом с Иисусом Христом обычно изображена Богородица – и это, конечно, не случайно хотя бы потому, что традиция особого почитания Матери Божией появилась на Руси почти сразу же после Крещения. Характерно, однако, что в украинской иконе стиля барокко такая композиция образа одна из самых излюбленных, так как позволяла иконописцу максимально выявить возможности стиля, а значит – святость Предвечной Девы, благоговение перед Предвечным Младенцем.
Тут важно было все и мастерское использование перспективы, и филигранная техника, парадоксально совмещенные с «наивным» народным рисунком. Нам такое сочетание может показаться несколько странным, но для иконописца противоречия здесь нет. Он знает толк и в перспективе, и в орнаменте, понимает особую важность «наива», создающего ощущение исключительной задушевности, света, покоя, характерных для украинского барокко.
Все сказанное справедливо и для волынской иконописи, снискавшей признание еще со времен Киевской Руси. Одно из наиболее интересных свидетельств той эпохи- знаменитая «Похвала князю Владимиру Васильковичу», «книжнику и философу» на страницах Галицко-Волынской летописи. Галицко-Волын-ские князья строили храмы, заботились о процветании наук и искусств. Именно в период подъема этого княжества произошел первый расцвет Волынской иконописи. Созданная традиция не погибла в огне татарского нашествия, но бережно сохранялась мастерами. Позднее эта традиция была перенесена в города, которые становились центрами искусства. К примеру, уже в XVII веке в Луцке появляется малярский цех, документально зафиксированы имена художников во Владимире, Ковеле, Остроге, Ратном и других волынских городах.
В это время был написан и Тишинский местночтимый образ Матери Божией. Обнаружен он был случайно в селе Гишине (Ковельский р-н, Волынская обл.), в церкви великомученика Димитрия Солунского, построенной еще в 1567 году. По неизвестной причине он использовался в качестве крышки святого престола. Димитриевская церковь – самый ранний памятник деревянной архитектуры из сохранившихся на Волыни, построена без единого гвоздя. Хотя она перестраивалась и ремонтировалась в XVIII и XIX веках, в ее интерьере сохранились фрагменты декоративной росписи XVI века.
Благочестивые гишинцы сохранили предание об основании Димитриевской церкви. Когда-то при въезде в село, с левой стороны дороги, располагались два кладбища. На этом месте и решено было поставить церковь. Вначале здесь появился крест с прикрепленной к нему иконой, но на следующее утро образ оказался в другом месте. Икону опять закрепили на кресте, но поутру она вновь очутилась на месте, ею избранном. Там и поставили церковь.
Гишинцы считают, что покровительство Матери Божией спасло церковь во время страшного пожара, случившегося в 1933 году. Когда огонь распространился по селу и объял мельницу, построенную рядом с храмом, ветер внезапно переменился. Церковь уцелела. Вот и в 1941 году во время боев за Гишин в храм не попала ни одна пуля, хотя соседние дома были сильно повреждены. Благочестивые верующие полагают, что икона и ныне оберегает храм и село от несчастий.