Чудотворные иконыИкона Богородицы Троеручица в Святогорском мужском монастыре

ИКОНА МАТЕРИ БОЖИЕЙ «ТРОЕРУЧИЦА»

в СВЯТО-ПОКРОВСКОМ ХРАМЕ СВЯТОГОРСКОЙ ЛАВРЫ г. СВЯТОГОРСК ДОНЕЦКОЙ обл.

На правом берегу реки Северский Донец среди редкой красоты природы ютится чудная иноческая обитель – Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь. Этот край еще задолго до крещения Руси был христианским, и здесь, в Свято Покровском храме, на опорной колонне расположена икона Матери Божией «Троеручица», да так высоко от пола, что приложиться к ней не всегда возможно. О святом образе, написанном в XIX веке (привезен он из Молдавии как дар монастырю), имеется несколько рассказов, все они – о чудесной помощи страждущим.
Один высокопоставленный чиновник из МВД Донецкой области (позднее он занимал еще более важный пост в Киеве) страдал от болезни руки. По подсказке кого-то из братии он заказал молебен перед иконой, помазал руку маслом из лампадки над иконой Матери Божией и через короткое время получил полное исцеление. В благодарность им было заказано и пожертвовано на икону отлитое из золота миниатюрное изображение ручки в виде подвески на цепочке. Женщина с переломом руки после операции долгое время страдала от непрекращающейся боли. Помазавшись маслом от лампадки, получила полное исцеление.
Предание относит основание Святогорской обители ко временам иконоборческой ереси, вспыхнувшей в Византийской империи в VIII веке. Насельники многих греческих обителей, спасаясь от преследования иконоборцев на окраинах империи, в северном Причерноморье, основывали вдоль водных артерий Дона и Северского Донца пещерные монастыри, часть которых сохранились до наших дней: Дивногорский, Костомаровский, Белогорский, Шатрищегорский и др. В 1-м томе истории Русской Церкви митрополита Макария указывается, что жившие здесь хазары, которые преимущественно состояли из славянских племен, уже в середине VIII века имели своего епископа – некоего затворника Сосфенского, сосланного в Херсон за ико-нопочитание. Через столетие греческий император Михаил по просьбе хазар послал свв. Кирилла и Мефодия в Хазарию, потому что «бяху тамо жидове крестьянскую веру вельми хуляще». После неоднократных жарких прений с хазарами, сарацинами и особенно евреями братья с Божией помощью достигли цели своего посольства – сам князь, его бояре и множество народа уверовали во Христа и приняли Святое Крещение.
В XI-XIV веках на территории края, в непосредственной близости от Святых Гор, существует как серия мелких поселений, так и крупный центр – Царино городище, часть жителей которых исповедовали христианство по греческому обряду. Неоднократно Святые Горы упоминаются в исторических документах XVI века, таких как Московские и Львовские летописи. В это время Святогорский монастырь, будучи самым крайним русским поселением в степи, неоднократно подвергался разорению со стороны татар, и был почти полностью уничтожен в годы советской власти.
Наконец, предсказанное святогорскими старцами его возрождение состоялось в 1992 году. В настоящее время в ведении обители имеются три наземных и три пещерных храма, две колокольни, на главной из них 17 колоколов, причем вес самого большого – «игуменского» колокола более 6 тонн. Сохранился с конца XVII века над остатками древнего пещерного храма, что на вершине Святой Скалы, надстроенный храм святителя Николая. Он не имеет подобных себе по красоте и оригинальности постройки. Пещерные хода протяженностью около одного километра – с часовнями, усыпальницами, келиями почитаются как святыня, кроме них в монастыре хранится чудотворный образ Божией Матери Святогорской, мощи прп. Иоанна-затворника, мощевики с частицами мощей многих святых, среди которых мощи св. Иоанна Предтечи, евангелистов, а также часть Животворящего Креста Господня.
Красота и великолепие храмов, стройное братское пение, благолепие монастырских служб, разнообразие колокольных
звонов, древние пещеры, чудотворные иконы и святые мощи, Никольский храм, прилепившийся к Святой Скале, да и само величие Святых Гор, омываемых серебристыми струями Север-ского Донца, – все это невольно трогает душу и наполняет тихой радостью сердца людей, притекающих в эту святую обитель.
Всех приезжающих в обитель паломников кормят бесплатно, по возможности предоставляют гостиницу. Богослужения совершаются ежедневно.
Великой ценностью обители являются уцелевшие мощи прп. Иоанна Затворника Святогорского, который возобновил в XIX веке давние подвиги затворников Киево-Печерских. До этого он жил 11 лет в Глинской пустыни. В числе 12 монахов игуменом Арсением (Митрофановым) он был в 1844 году переведен в Святогорскую пустынь и пострижен с именем Иоанникий (Иоанн – схимническое имя подвижника).
Молитвенное правило по заветам отца Арсения он совершал следующее: в сутки клал по 700 земных поклонов, 100 поясных, читал 5000 молитв Иисусовых, 1000 Богородичных, читал акафист Иисусу Сладчайшему, Богородице и Страстям Христовым, молился о живых и почивших братиях и благодетелях, ежемесячно причащался Святых Христовых Тайн. Прожив в затворе без выхода 2, 5 года, иеромонах Иоанникий был пострижен в схиму 23 августа 1852 года в возрасте 57 лет.
29 декабря 2003 года произошел акт окончательной передачи строений, сооружений и земли, которые исторически принадлежали монастырю. В настоящее время в обители подвизается более 100 человек. Возобновлены два скита – Всехсвятский и прпп. Антония и Феодосия Печерских. 9 марта 2004 года по решению Священного Синода УПЦ, выслушав рапорт Высокопреосвященнейшего Илариона, митрополита Донецкого и Мариупольского, управляющего Горловской епархией, утвердил решение придать Свято-Успенскому Святогорскому мужскому монастырю статус Лавры.