Чудотворные иконыФЕОДОРОВСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОГОМАТЕРИ В КОСТРОМЕ

Явление чудотворной иконы Феодоровской Богоматери в Костроме относится к XIII веку

В древнем предании, сохраненном в памятниках письменности, каковы повести и сказания о Феодоровской иконе, соединяется то с именем Василия Георгиевича, сына Юрия Ярославовича, то с именем Костромского князя Василия Ярославовича Квашни, брата святого Александра Невского, сына Ярослава Всеволодовича.

Имя Василия Георгиевича нередко встречается также и в подписях на некоторых копиях иконы Феодоровской Богоматери. Год явления иконы в точности неизвестен. Неопределенность и разноречивость показаний первоисточников по этому предмету замечены уже давно и неоднократно — в XVIII, XIX и XX веках были удовлетворительно разъяснены в том смысле, что наименование князя в некоторых повестях, сказаниях и подписях под иконами Василием Георгиевичем есть явная ошибка, непримиримая с течением исторических событий, и что вместо него нужно читать «Василий Ярославович» (род. 1241), а явление чудотворной иконы нужно относить не к 1239 году, как показано в некоторых памятниках письменности, а к концу 50-х или даже к 60-м годам XIII века.
По единогласному преданию отдаленной старины, явление чудотворной иконы произошло при обстоятельствах исключительных. Общая канва всех древних сказаний одинакова, но они различаются между собою в подробностях, в субъективных домыслах, лирических добавлениях и, согласно духу доброго старого времени, в некоторых риторических украшениях. 16 августа, в день праздника в честь Нерукотворенного Образа Спаса, — так гласит предание, князь Костромской Василий Ярославович после обедни отправился на охоту в близлежащий лес, находившийся в расстоянии менее версты от Костромы, где теперь находится Спасо-Запрудненская церковь. Вступив в лес, князь вскоре услышал сильный лай псов и направился вместе со своею свитою к тому месту, откуда доносился лай, в полной уверенности найти здесь зверя. Но он ошибся в своих расчетах. На дереве, возле которого лаяли псы, находилась светозарная икона Богоматери. Князь был крайне изумлен, тем более, что здесь в лесной глуши не было поблизости не только храма Божия, но даже и человеческого жилья; притом и самый характер изображения был до некоторой степени своеобразен: таких икон князь не видел нигде. Быстро он сошел с коня, сотворил молитву и приблизился к святой иконе, чтобы снять ее; но икона поднялась вверх. Князь, тронутый чудесным явлением, снова вознес горячую молитву Господу Богу и Его Пречистой Матери; но его постигла снова неудача: икона не давалась в руки князя. Усмотрев в этом чудесном знамении особое действие Божественного Промысла, князь немедленно возвращается в город со своею свитою. Весть о чудесном явлении быстро разнеслась по всему городу. Собрались все граждане, городское духовенство с соборным протопопом во главе устроило крестный ход, и весь город, вместе со своим князем, в преднесении святого креста и святых икон, отправился к месту чудесного явления. Святая икона находилась на прежнем месте на дереве, в чудесном сиянии. После молебного пения, сопровождавшегося слезами радости и сердечного упования на особую милость Божию, явленную свыше, духовенство сняло святую икону с дерева; опять с крестным ходом понесли ее в Кострому и поставили в деревянном соборном храме Феодора Стратилата. Весть о великой милости Божией, явленной Костроме, привлекла отовсюду множество народа. Некоторые из граждан открыто исповедовали, что еще накануне пришествия святой иконы, 15 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, некоторые видели, как неизвестный муж в блестящих воинских доспехах, в каких обычно изображается на иконах Святой Феодор Стратилат, носил новоявленную икону по улицам города. Отселе новоявленная икона стала называться Феодоровскою. Скоро стало известно и то, откуда пришла в Кострому Царица Небесная. В те времена, как гласит древнее предание, Кострома была крупным торговым центром, в котором находилось немало иногородних гостей «куплю деющих» — купцов. В числе их были и гости из Городца (Нижегородской губ.). Когда они, вместе с другими, явились в собор для поклонения новоявленной святыне, то с удивлением заметили, что это та самая икона, которая ранее была в Городце, но исчезла во время разгрома Городца татарами; икона считалась чудотворною, но неизвестно было, кем и когда она написана. Очевидно было, что Царице Небесной неугодно было оставаться в Городце — «месте запустения», и Она возжелала быть в Костроме, а в Городце в скором времени сооружена была копия с чудотворной иконы. Так произошло явление чудотворной иконы Богоматери Феодоровской в Костроме.
Спустя некоторое время деревянный собор, в котором находилась святая икона, сгорел дотла, но чудотворная икона на третий день после пожара найдена была в пепле пожарища целою и невредимою, к общей радости и утешению всех православных чтителей ее. Построен был новый собор, но он также сгорел, причем святая икона, по преданию, поднята была на воздух Ангелами. После этого, еще при жизни князя Василия Ярославовича, построен был в Костроме Успенский собор, с приделом в честь святого Феодора Стратилата, и в этом соборе остается святая икона доселе, — летом в Успенском соборе, а зимою в теплом Богоявленском. Целый ряд чудес от святой иконы засвидетельствован устно и письменно всем православным миром. Из них наиболее крупное и осязательное для всей Руси, — это чудесная помощь от святой иконы в борьбе князя Василия Ярославовича с татарами. Толпы татар Батыя, опустошив многие города Владимиро-Суздальской земли, напали также и на Кострому. Князь костромской, не надеясь на слабые силы костромского ополчения, прибегнул к помощи Небесной Покровительницы всех угнетаемых: он взял с собою чудотворную икону, и надежда на небесную помощь его «не посрамила». Полчища татар были ослеплены лучами света, исходящими от святой иконы. Чудо это изображается на многих иконах-копиях чудотворного образа и с особенною выпуклостью оно отмечено в старинных стенописях Феодоровской церкви в Ярославле, исполненных, по-видимому, царскими иконописцами-костромичами.
Празднование в честь чудотворной иконы Феодоровской Богоматери установлено вслед за ее явлением: днями празднования, естественно, были дни явления Богоматери 15 августа, когда видели святую икону, несомую по улицам Костромы святым Феодором Стратилатом, и 16 августа — день перенесения ее в город с Запрудни. С 1613 года установлено было также празднование 14 марта, так как в этот день первый Государь из Дома Романовых, юный Михаил Феодорович, был благословлен в Ипатьевском монастыре этою иконою от великой старицы Марфы Ивановны на Царство и изъявил согласие стать Царем. Икона эта с тех пор и доселе признается особенною Покровительницею Царствующего Дома. Царь Михаил Феодорович, отправляясь в Москву, взял с собою копию Феодоровской иконы и поставил ее в придворной Рождественской церкви в Московском Кремле. И как сам он, так и последующие Государи обычно праздновали этот день, присутствуя при богослужениях в храме Рождества Богородицы. В то же время все они, и особенно Государь Михаил Феодорович, оказывали покровительство и костромскому Успенскому собору, в котором находится чудотворная икона. Успенский собор назван был Большим и приравнен к придворному собору Сретения Господня, что в Сенях (в Москве). Сам Царь Михаил Феодоро-вич в 1619 году ходил в Кострому для поклонения чудотворной Феодоровской иконе. Протопоп Успенского собора, по приказу Государя, два раза в год — после праздников Успения и Феодоровской иконы (14 марта) ездил в Москву со святою водою.
Чудотворная Феодоровская икона Богоматери находится в иконостасе костромского Успенского собора по правую сторону Царских врат. Размер ее 12,5 х 18,5 вершков; внизу ручка деревянная длиною 14,5 вершков. Живопись иконы очень хорошая: писана икона на дереве по левкасу и паволоке яичными красками и покрыта олифою: умильное выражение лица, большие глаза, прямой нос, «обагренные червленною красотою уста»; тип Божественного Младенца близко подходит к древнегреческому типу Еммануила, но письмо местных иконописцев; по сторонам главы Богоматери надпись «МР ?Y». Изображение покрыто слюдою. На обратной стороне изображена святая мученица Параскева Пятница. Сохранность иконы удовлетворительна, но следы разновременных повреждений и исправлений ясны. Самая доска имеет деревянные набойки со всех четырех сторон для скрепления образа и охраны его целости. Лик Богоматери и Божественного Младенца — очень хорошей сохранности, но доличное сильно повреждено скипевшеюся олифою. Документальные данные удостоверяют, что икона исправлялась, по крайней мере, три раза: в первый раз ВЫСОЧАЙШЕЕ разрешение на поновление дано было в особой грамоте Государя Михаила Феодоровича на Кострому ко всему освященному собору и к градскому начальнику князю Иоанну Феодоровичу Шаховскому, а самое обновление совершено 4 мая 1636 года при участии двух архимандритов, нескольких игуменов, соборного протопопа Феодора и всех священников и диаконов градских. Во второй раз повеление обновить святую икону дано в 1677 году грамотами Царя Феодора Алексеевича и святейшего Патриарха Иоакима от 25 октября, а обновление совершено в том же году 10 апреля. Церемониал обновления заслуживает особенного внимания. 10 апреля в начале 6-го часа в соборе пред иконою Феодоровской Богоматери совершено было молебствие с водоосвящением, после которого образ вынесен был в соборную палатку («что под колоколы»). Здесь снят был с иконы весь оклад, сняли потом старую олифу и положили новую. 13 апреля с молебствием перенесли святую икону из палатки на солнце за алтари; 14 апреля возложен на святую икону, опять при молебствии, весь оклад, и в тот же день в четвертом часу чудотворный образ внесен, с водосвятным молебном, в соборную церковь и поставлен в новый киот «по прежнему». Апреля в 17-й день праздновали чудотворному образу Ипатский архимандрит Антоний, Богоявленского монастыря игумен Павел и прочие игумены и протопоп Сергий с братиею и вси градстии священницы и диаконы, «и вси граждане мужи и жены и с малыми младенцы». Наблюдение за поновлением чудотворной иконы поручено было Богоявленскому игумену Павлу. Очевидно, как первое поновление, так и второе произведены были при обстановке идеальной, вызываемой требованиями святого дела и древним преданием о высокой важности иконописания, особенно когда дело касается чудотворной, всеми почитаемой иконы. Самое обновление было произведено с идеальною осторожностию: снята была старая олифа и наложена новая. Никаких красочных приписок и переписок не было произведено, и святая икона осталась в неприкосновенной целости. Но третье обновление имело уже другой характер. Оно совершено было при Императрице Елизавете Петровне в 1745 году, по благословению Святейшего Синода, при первом епископе Симеоне. Никаких молебствий и церковных церемоний при этом уже не было; самое обновление произведено уже «шаровным письмом». Иконописец — иерей города Ярославля Иоанн Андреев, очевидно, освежил краски как на самом священном изображении, так и на полях иконы и вновь сделал надписи. Вместе с тем изменены были на иконе золотые и серебряные украшения. Эту реставрацию уже невозможно признать идеальною, — это даже не реставрация, а ремесленная починка.
Риза на Феодоровской иконе Божией Матери из чистого золота 92-й пробы, с накладными золотыми венцами на Богоматери и Богомладенце, переделанная в 1891 году из прежней ризы, устроенной в 1805 году, и украшенная имевшимися на прежней ризе драгоценными камнями, с прибавлением нового золота и драгоценных камней. Риза переделана в мастерской московского мастера Овчинникова и оценена в 23.131 руб. Весу в ризе вместе со всеми на ней украшениями 24 фунта 55 золотников. Украшения на ризе: поверх венцов на Богоматери и Богомладенце устроены из драгоценных камней короны; корона на Богоматери увенчивается крестом; на челе и на плече Богоматери из таких же камней устроены звезды, рукав одежды Богоматери также украшен драгоценными камнями, а вокруг ризы борты также с украшениями. На бортах ризы в разных местах помещено 17 различных и разной величины драгоценных камней (4 сапфира, 2 гиацинта, 6 гранатов, 4 аметиста и 1 аквамарин). По углам ризы в эмалированных темно-синего цвета медальонах вычеканены по золоту четыре Евангелиста; на боковых бортах по эмали зеленого цвета из мельчайших роз в золотой оправе — слова «МР ?Y»; на тех же бортах ниже этих слов — на левой стороне (от зрителя) также по эмали темно-синего цвета из мелких роз в золотой оправе слова: «IС. ХС», а на правой стороне на такой же эмали слова золотом «образ Фе-одоровския Пресвятыя Богородицы», на четырех бортах 6 эмалевых зеленого цвета Херувимов; на нижнем борту по эмали темно-синего цвета золотом написан весь тропарь Феодоровской Божией Матери. На венце Богоматери: бриллиантов 436, алмазов 55, разных дорогих разноцветных камней 19 (7 сапфиров, 4 аметиста, 2 рубина, 4 граната, 1 альмандин и 1 сердолик) и 2 жемчужины; на большой короне: бриллиантов 695 (в натуре имеются два пустых места), алмазов 37, роз 93; разноцветных дорогих камней 12 (1 гиацинт, 4 сапфира, 2 изумруда, 2 рубина, 1 топаз и 2 аметиста); на малой короне: бриллиантов 34, алмазов 2 и около 200 роз мелких и 2 изумруда; на большой звезде: бриллиантов 172 (в натуре 1 стрелка с бриллиантами отломана и ее нет, а в наличных стрелках три пустых места); на малой звезде: бриллиантов 135 и на обеих звездах 2 разноцветных дорогих камня (1 гиацинт и 1 топаз); на рукаве одежды Богоматери: бриллиантов 23, алмазов 38 и 1 цветной камень (сапфир); на кресте Спасителя 97 роз; в шести буквах 259 роз; в кресте на Богоматери 12 бриллиантов, а вокруг венца Богоматери 313 жемчужин. Итого во всех украшениях ризы бриллиантов 1471, алмазов 232, роз 643, разноцветных дорогих камней 53, жемчужин 315.
Лучшее украшение иконы составляют так называемые «ряс-ны», подарок Царя Михаила Феодоровича. Рясны — две привески в виде лент мерою 8,5 вершков длины и 1,25 вершков ширины; низаны по золоту крупным жемчугом, с золотыми колодками и кольцами; колодки украшены драгоценными камнями — яхонтами, изумрудами и бурмицкими зернами. На колодках надпись: «Божиею милостию великий Государь, царь и великий князь Михаил Феодорович всея Русии самодержец и Государыня великая старица инока Марфа приложили сии рясны на Костроме в соборную церковь к чудотворному образу Пречистыя Богородицы Феодо-ровския в в. (2-е) лета государства его». Сюда же относится большая цата жемчужная. По мелкому жемчугу низаны здесь травы и разводы крупным жемчугом; на ней звезды из восточного хрусталя, эмалевый крест, золотые скобы с алмазами и яхонтами и лазоревый яхонт, известный под именем «бауса».
Достопамятный снимок (копия) с чудотворной иконы находится в том же костромском Успенском. Снимок небольшой — 6,5 х 7,25 вершков. Оклад иконы серебряный; венчик и цата украшены драгоценными камнями. Головной покров Богоматери (мафорий), верхняя часть цаты и подвески (рясны) украшены жемчугом и драгоценными камнями. Наугольники иконы украшены изображениями четырех Евангелистов, исполненными чернью по серебру. На полях иконы также чернью по серебру исполнены изображения преподобного Михаила Малеина и святого великомученика Фео-дора Стратилата. Внизу по серебряному окладу написано вязью: «Сей святый Образ Пресвятыя Богородицы Феодоровския пожаловал вкладу в Костромской Успенский собор Государь Царь Михаил Феодорович всея России». Икона прекрасного письма. Третья икона в Ипатьевском монастыре 10,5 x 14,5 вершков, прекрасного, довольно старого письма, но доличное, по-видимому, исправлено в недавнее время. Головной убор Богоматери и цата низаны жемчугом с драгоценными камнями. Оклад, венец и цата серебряные, не древнее XVIII века. Типы Богоматери и Младенца — строго-величавые, прекрасные. К цате прикреплен деревянный резной образок греческий, с известным изображением «Свыше пророцы» XVII-XVIII веков. Подпись: «Списан сей святой образ Пресвятыя Богородицы нарицаемыя Феодоровския иже во граде Костроме явление того цельбоноснаго образа бысть в лето 6717 году августа в 16-й день праздновати же тому чудотворному образу о явлении предположено в Прологу месяца марта, 14-го дня. Явися той чудотворный святый образ благоверному и великому князю Василью Егорьевичу рекомому Квашне Костромскому и Галицкому сыну благовернаго и великаго князя Георгия Ярославича Владимирскаго правнук же преподобнаго и благовернаго и великаго князя Александра Невскаго». В Костроме существует предание, что великая старица Марфа Ивановна этою иконою благословила сына своего, юного Михаила Феодоровича, на Царство. Но это предание едва ли возможно подкрепить какими-либо данными. Наоборот, приведенная подпись идет вразрез с этим преданием. Не говоря уже об исторических неточностях подписи, где князь назван Василием Георгиевичем, притом еще Галицким, ссылка подписи на Пролог и празднование чудотворной иконе 14 марта ясно показывает, что икона эта написана спустя довольно долгое время после воцарения Михаила Феодоровича, так как празднование иконе 14 марта установлено лишь по воспоминанию о том великом деле, когда юный Михаил Феодорович (в 1613 году 14 марта) изъявил согласие стать Царем; до 1613 года праздновали Феодоровской иконе 15 и 16 августа. С другой стороны известно, что Государь Михаил Феодорович благословлен был чудотворною иконою Богоматери и это ясно подтверждается также и в приведенной подписи, главное содержание которой всецело относится не к копии, а к самой чудотворной иконе. По характеру иконного письма икона эта относится, по-видимому, к половине XVIII века.Печатается по: Летописный и лицевой изборник Дома Романовых. Юбилейное издание в ознаменование 300-летия Царствования. Вып. I. СПб., 1913. С. 17-26.
Профессор Н. В. Покровский