Чудотворные иконыЧудотворный образ Святителя Николая в Святогорской Лавре

Чудотворный образ Святителя Николая в Святогорской Лавре

в СВЯТО-ПОКРОВСКОМ ХРАМЕ СВЯТОГОРСКОЙ ЛАВРЫ г. СВЯТОГОРСК ДОНЕЦКОЙ обл.

Почему же Донецкие горы названы святыми? – пишет архиепископ Филарет (Гумилевский). – Это название объясняется лишь тем, что с 1540 года уже слишком известна была святыня Донецких скал – образ Святителя Николая, обретенный иноками (в пещерах), и святость подвизавшихся здесь иноков… Со всею вероятностию можем положить, что в XIV-веке уже существовала Святогорская обитель».
Но в 1787 году при Екатерининских реформах обитель была упразднена, вновь открывшись лишь в 1844 году. Она расцвела благодаря труду 12-ти братий во главе с игуменом Арсением (Митрофановым) – ближайшим духовным чадом игумена Филарета Глинского. За 70 лет в обители было проведено грандиозное строительство: 8 храмов на ее территории, 5 храмов на хуторах, 2 скита, жилые корпуса, гостиницы, больница, школы, появилось огромное образцовое хозяйство, возрождено старчество. Тысячи богомольцев ежедневно принимала и кормила обитель бесплатно, более 600 человек братии, огромная благотворительная деятельность – такой встретила обитель 1917 год. А в 1922 году она вновь была закрыта, просияв славой многих преподоб-номучеников и исповедников.
После того, как советская власть изгнала последних насельников и закрыла Святогорскую пустынь, Успенский собор был перестроен в кинотеатр. Богоборцы разорили Ахтырский и Спасский скиты. Разрушили Преображенский, Всехсвятский, Петропавловский храмы. А на вершине горы, возле монастыря установили памятник революционеру Артему. Кстати, его появление предрекал один из Святогорских старцев в начале XX века. Монашеская братия спрашивала юродивого и прозорливого старца Исаакия: «Построить ли нам храм на соседней с монастырем горе»? Старец, который зимой ходил босиком, а летом в кожухе, приложив руку ко лбу, глянув на гору, сказал: «Церковь не вижу, вижу огромного человека». «Огромный человек» появился на горе через четверть века в 1927 году. Святые горы стали называться Красными, Святогорск получил название «Банное» (позднее – Славяногорск), а монастырь стал домом отдыха имени Артема.
В Великую Отечественную войну обитель подверглась еще большему разрушению. В 1947 году взорван кладбищенский Всехсвятский храм. А в 1960-х годах уничтожены все монастырские кладбища.
Но прошли 70 лет разрухи. Наконец-то исполнились пророчества многих Святогорских старцев (в частности, насельника обители игумена Иоанна (Стрельцова) – старца, который владел многими благодатными дарами), бывших свидетелями закрытия обители: монастырь стали восстанавливать. В 1995 году с увеличением числа братии началась его реставрация, которая продолжается и доныне, возвращены все сохранившиеся храмы, бывшие в его ведении до закрытия, на месте взорванных строятся новые, реставрируются обветшавшие здания.
Древняя Святогорская святыня – икона Божией Матери не сохранилась до наших дней. Это была одна из немногих икон, уцелевших при разграблении Святогорского монастыря в 1787 году, она издревле считалась чудотворной и была украшена среб-ро-позлащенной ризой. В свое время некоторые жители Славянска получили от нее исцеление. Со времени закрытия монастыря в 1922 году местонахождение иконы остается неизвестным.
История второй чудотворной иконы обители такова. Одному афонскому старцу, приехавшему в Святые Горы вскоре по открытии монастыря в 1844 году, очень понравилась эта обитель. Скорбя о том, что он ничего не может ей пожертвовать, инок написал в дар обители образ Божией Матери. Долгое время он находился в Иоанно-Предтеченской пещерной церкви и был благодатно сохранен не только от сырости, но и от пожара. В 1918 году, когда эту икону крестным ходом переносили из села в село, большевики ворвались ночью в один из домов села Батрачек, где расположились на ночлег паломники, убили иеро-
монахов Модеста и Иринарха, иеродиакона Феодота и приютивших их хозяина дома с дочерью. Пять трупов легли у иконы, стоявшей в луже крови…
Но вернемся к рассказу об иконе святителя и чудотворца Николая. Она расположена в привратном храме Покрова Пресвятой Богородицы возле правого клироса. Икона древняя – XVI века, так называемого северного письма. Образ святителя благороден и светел, вокруг него расположены клейма с эпизодами из жития. Размер иконы, написанной на липовых досках, подбитых сзади шпонами, – 1 м 20 см х 80 см. Она была выкуплена благодетелями из антикварного салона и привезена в дар обители из Германии в середине 90-х годов XX века. Крестным ходом его пронесли по епархии и установили для постоянного нахождения в Свято-Покровском храме.
Образ сразу «прижился» в обители. Вот несколько случаев благодатной помощи от иконы, о которых рассказывают в Святой Лавре. Исцеление расслабленного юноши Максима произошло лет 6-7 назад. Привезла его в обитель в коляске для инвалидов мать. Бедняга 8 месяцев страдал после серьезной травмы позвоночника, причем врачи ничего существенного сделать не могли. Мать подвезла страждущего к образу святителя (богомольцы помогли внести коляску в храм) и приложила руку сына к иконе, моля чудотворца о помощи. И чудо свершилось. Через некоторое время юноша полностью выздоровел.
Маленький мальчик лет 3-4 обварил ножки кипятком, получил страшные раны и не мог ходить. Во время несения иконы крестным ходом его бабушка просила святителя Николая об исцелении. По завершении хода младенец стал ходить. Всего же случаев исцеления от икон в Святогорской Лавре так много, что, как рассказывает братия обители, уже насобиралась кипа писем с благодарностями.
Святогорская Лавра является наибольшим духовным центром, который окормляет православную паству Донбасса.