Чудотворные иконыЧудотворный образ Божией Матери Скорбящая Кременецкая

Чудотворный образ Божией Матери Скорбящая Кременецкая

в СВЯТО-БОГОЯВЛЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ г. КРЕМЕНЕЦ ТЕРНОПОЛЬСКОЙ обл.

Чудотворный образ Божией Матери Кременецкой («Скорбящей») издревле почитается верующими. Он, как и похищенный первоначальный, также древний, написан на холсте. Впрочем, документально неизвестно, как и когда он принесен в обитель, известно лишь, что уже в конце XIX века один из четырех храмов монастыря был освящен во имя «Скорбящей Богородицы», а, значит, к этому времени образ уже был прославлен.
Во время богоборческих гонений и закрытия обители икона была перенесена в Почаевскую Лавру и помещена в «теплой» церкви во имя Похвалы Божией Матери. Образ был укреплен в центре иконостаса на специальном механизме, как и чудотворная Почаевская икона, и спускался для поклонения братии и богомольцев; в Похвальной церкви в будние дни читались вечернее правило и полунощница. Когда Кременецкая обитель возрождалась, чудотворный образ 26 августа 1990 года по благословению архиепископа Тернопольского и Кременецкого Лазаря был торжественным крестным ходом изнесен в Богоявленский монастырь. Шли годы… Обитель была полностью восстановлена. Расписан храм, отстроена колокольня. Начались размеренные будни монашеской жизни. Но в ночь на 6 июня 2001 года, на третий день празднования Пресвятой Троицы, в обители произошла нежданная трагедия: неизвестными святотатцами чудотворный образ был похищен. Похищена была сама икона, а киот с драгоценностями воры не тронули. Неутешное горе постигло сестер. Ежедневно служились молебны, акафисты; по милости Божией в обители оказался другой, также почитаемый, чудотворный список иконы. По размеру идеально подошла риза. Список был поставлен на место похищенного образа, и многие сестры и прихожане в простоте душевной благодарят Господа и Его Пречистую Матерь считая, что чудесно вернулась пропавшая икона.
Кременецкий монастырь был основан в 1633-1637 годы по благословению свт. Петра (Могилы, l647), митрополита Киевского, трудами волынских вельмож Даниила Малинского и Лаврентия Древинского, выхлопотавших у короля Владислава IV разрешение на основание в Кременце обители, церковного братства, госпиталя и типографии. К этому времени Кременец был известным и древним городом, бывшей резиденцией королевы Боны, о которой свидетельствуют руины некогда неприступного замка. И сама обитель, и братство, и типография, работавшие при мужском монастыре, немало способствовали утверждению православной веры в Кременце и его окрестностях. Но в XVIII веке униаты все-таки отобрали обитель (по разным сведениям, в 1701 или 1725 годах). Обителью завладели василиане, которые в 1807 году передали здания монастыря Кременецкому лицею; в том же году Богоявленский монастырь был переведен в северную часть города, где находится и поныне.
Только в 1865 году Богоявленская обитель была восстановлена, правда, поначалу она была приписана к Загаецкому св. Иоанна Милостивого монастырю.
В те годы, когда западноукраинские земли находились под властью Польши, а в России свирепствовали гонения большевиков, Кременецкая обитель переживает новую славную страницу своей истории. В 1919 году здесь по инициативе Кременецкого епископа Дионисия (Валединского) была основана семинария, с 1927 года официально называвшаяся «Государственной Православной Духовной Семинарией». Она находилась при монастыре до 1939 года, т. е. до времени установления советской власти.
Епископ Кременецкий Дионисий, будущий митрополит и Первоиерарх Православной Церкви в Польше, благословил проведение волынского Епархиального съезда ввиду попытки раскола Церкви так наз. Варшавской Церковной Радой. Вся деятельность архипастыря Дионисия была направлена на сохранение канонической Церкви, которую пытались захватить в свои руки как монархисты, так и украинские националисты. С 1934 года в Кременецком монастыре находилась резиденция
архиепископа Алексия (Громадского), впоследствии ставшего Экзархом всея Украины и продолжившего архипастырскую деятельность митр. Дионисия. Митр. Алексий был убит 7 мая 1943 года боевиками УПА и похоронен в Кременецком монастыре возле колокольни (позднее был перезахоронен на монастырском кладбище).
В 1953 году Богоявленский монастырь стал женским, в него перевели насельниц Свято-Никольского монастыря из с. Обич Шумского района Тернопольской области. Кременецкие монахи в то же время были расселены по другим обителям. Однако вскоре, через два года, обитель, в которой насчитывалось 65 сестер, была закрыта, при этом часть сестер переселились в Корецкий монастырь. Монастырское имущество, в т. ч. библиотека, было расхищено. В Богоявленском храме устроен спортзал, в жилом корпусе разместилась больница, колокольня была сожжена… По милости Божией в настоящее время обитель полностью возродилась.
По сдержанным рассказам сестер от чудотворной иконы и в настоящее время происходят чудеса. Известны несколько случаев исцеления немощных в больнице, расположенной на территории обители. Также летом 2002 года в обители во время чтения акафиста Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» исцелилась от психической болезни прихожанка киевского храма Святителя Феодосия Черниговского Ирина Пономарева, впоследствии сама об этом рассказавшая сестрам.
Кроме чудотворной иконы Кременецкой («Скорбящей»), украшавшей Похвальную церковь, в Почаевской Лавре в пещерной церкви прп. Иова Почаевского сохранялись иконы афонского письма: ростовая икона свт. Николая, Матери Божией Иверской, Похвалы Божией Матери, «Царь Славы». Все они написаны на больших досках размером приблизительно 1, 20 на 0, 80 м. Они и в настоящее время привлекают множество верующих – и паломников, и жителей Кременца.