ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА ПРЕПОДОБНОГО ОНУФРИЯ ВЕЛИКОГО
в СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ с ГОЛОВЧИНЦЫ ХМЕЛЬНИЦКОЙ обл.
Преподобный Онуфрий Великий родился около 320 года в Персии (ныне Ирак и Сирия). С юных лет он подвизался в общежительном монастыре Эрити вблизи Гермиполя в Египте, а когда укрепился духом, был приведен Ангелом в безлюдную пустыню, где прожил в совершенном безмолвии без малого 60 лет. Свое житие преподобный поведал за день до своей кончины преп. Пафнутию – автору житий многих подвижников древней Фиваиды (Египет).
Как пишет преп. Пафнутий, он долгое время ходил по пустыне в поисках старца, способного своим примером научить его пустынножительству. Однажды у подножия горы он увидел человека, весьма страшного видом, – он имел длинную, почти до земли бороду и был с ног до головы покрыт волосами. Волосы на голове и бороде были совершенно седыми и покрывали его тело, словно некая одежда. Этим старцем и был св. Онуфрий Великий (именно так по традиции он изображается на иконах). Святой сам обратился к прп. Пафнутию по имени, словно знал его раньше, и поведал ему о том, что однажды нашел в пустыне опытного старца, который принял его и научил многим правилам пустынножительства. Когда же преп. Онуфрий усвоил эту науку, старец отвел его в иную пещеру, находившуюся на расстоянии 4 дней пути, и оставил там в полном одиночестве. Впрочем, ежегодно он навещал ученика до дня своей кончины.
Много скорбей и искушений претерпел св. Онуфрий за это время. Его одежда полностью истлела, и он постоянно страдал от зноя и холода, но Господь одел его густым покровом волос. Первые 30 лет он питался скудной пустынной растительностью и пил одну лишь небесную росу, скапливавшуюся на его теле холодными пустынными ночами. Но Господь укреплял его, а Ангел небесный стал ежедневно приносить ему хлеб и воду. Последние 30 лет Господь еще более утешил св. Онуфрия в его подвигах, израстив неподалеку от его пещерки финиковую пальму, имевшую двенадцать ветвей, каждая из которых плодоносила в свой черед года, а подле самой пещеры чудесно объявился водный источник.
На другой день после общения с преп. Пафнутием св. Онуфрий сказал: «Бог послал тебя, Пафнутий, для погребения моего». Тогда преп. Пафнутий стал просить его, чтобы ему позволено было остаться жить на его месте, но св. Онуфрий не благословил это, сказав: «Бог избрал тебя для того, чтобы ты, посетив многих пустынников, поведал об их жизни и подвигах». Сказав еще много назидательных слов, преподобный, помолившись, лег на землю, крестообразно сложил на груди руки и мирно отошел ко Господу. Тогда преп. Пафнутий снял с себя власяницу и, обвив ею тело св. Онуфрия, предал его погребению.
Похоронив старца, преп. Пафнутий хотел все же остаться в его пещере и принялся молить о том Бога, но пещера неожиданно обрушилась, финиковая пальма засохла и повалилась на землю, а источник мгновенно пересох. Таким образом, преп. Пафнутий ясно уразумел, что Богу не было угодно его подвижничество на этом месте, и возвратился в свой монастырь, написав обо всем, что видел и слышал в пустыне, и в первую очередь о великих подвигах св. Онуфрия.
Предание, отразившееся в древнем фиваидском Патерике, сохранило также описание удивительной милости Божией, почившей на св. Онуфрие, когда тому было всего 7 лет. Будучи с ранних лет на воспитании в монастыре, отрок Онуфрий ежедневно получал от ключаря ломоть хлеба, после чего, исполненный евангельской простоты и сердечного незлобия, подходил к иконе Пресвятой Богородицы и умиленно обращался к Богомладенцу Иисусу на Ее Материнских руках со словами: «Ты такой же Младенец, как и я, но Тебе ключарь не дает хлеба, поэтому возьми мой хлеб и ешь». Тогда Младенец Иисус протягивал с иконы Свои руки и брал у св. Онуфрия хлеб. Однажды ключарь заметил это чудо и сообщил о нем игумену. Игумен промыслительно приказал не давать на следующий день св. Онуфрию его ломоть,
а послать его за хлебом к Иисусу. Чистый сердцем отрок, повинуясь благословению, пошел в храм, встал на колени и, обращаясь к Богомладенцу на иконе, сказал: «Ключарь не дал мне сегодня хлеба, а послал за ним к Тебе, дай мне хоть кусочек, ибо я сильно голоден». И вот Господь дал ему чудесный и прекрасный хлеб, притом столь большой, что св. Онуфрий едва донес его к игумену, чтобы тот разделил его между братией.
Этим чудом проявилось будущее дерзновение преподобного пустынника ко Господу. Таким образом, пребывая 60 лет в полном уединении, прп. Онуфрий и в пустыне сподоблялся Хлеба Небесного из рук Того Самого Предвечного Богомладенца, Который и в детстве насыщал его хлебом, и в старости посещал пустынника, причащая Святых Таин.
Почитаемая икона прп. Онуфрия, одна из нескольких святынь, сохранившихся с дореволюционных времен в разоренном большевиками, а ныне возрождаемом Спасо-Преображенском монастыре. Этот женский монастырь находится на родине предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Владимира в с. Головчинцы, на Хмельнитчине.
Основан был монастырь как мужской в 1540 году, а в 1888 – преобразован в женскую обитель. В нем были заложены и действуют три храма: Спасо-Преображенский, Никольский и Успения Пресвятой Богородицы. Чудотворная икона преподобного Онуфрия Великого ежегодно празднуется 25 июня. На территории монастыря также существует Онуфриевский источник. Трудами сестер обители восстановлен сестринский корпус, благоустраивается территория обители.
Как пишет преп. Пафнутий, он долгое время ходил по пустыне в поисках старца, способного своим примером научить его пустынножительству. Однажды у подножия горы он увидел человека, весьма страшного видом, – он имел длинную, почти до земли бороду и был с ног до головы покрыт волосами. Волосы на голове и бороде были совершенно седыми и покрывали его тело, словно некая одежда. Этим старцем и был св. Онуфрий Великий (именно так по традиции он изображается на иконах). Святой сам обратился к прп. Пафнутию по имени, словно знал его раньше, и поведал ему о том, что однажды нашел в пустыне опытного старца, который принял его и научил многим правилам пустынножительства. Когда же преп. Онуфрий усвоил эту науку, старец отвел его в иную пещеру, находившуюся на расстоянии 4 дней пути, и оставил там в полном одиночестве. Впрочем, ежегодно он навещал ученика до дня своей кончины.
Много скорбей и искушений претерпел св. Онуфрий за это время. Его одежда полностью истлела, и он постоянно страдал от зноя и холода, но Господь одел его густым покровом волос. Первые 30 лет он питался скудной пустынной растительностью и пил одну лишь небесную росу, скапливавшуюся на его теле холодными пустынными ночами. Но Господь укреплял его, а Ангел небесный стал ежедневно приносить ему хлеб и воду. Последние 30 лет Господь еще более утешил св. Онуфрия в его подвигах, израстив неподалеку от его пещерки финиковую пальму, имевшую двенадцать ветвей, каждая из которых плодоносила в свой черед года, а подле самой пещеры чудесно объявился водный источник.
На другой день после общения с преп. Пафнутием св. Онуфрий сказал: «Бог послал тебя, Пафнутий, для погребения моего». Тогда преп. Пафнутий стал просить его, чтобы ему позволено было остаться жить на его месте, но св. Онуфрий не благословил это, сказав: «Бог избрал тебя для того, чтобы ты, посетив многих пустынников, поведал об их жизни и подвигах». Сказав еще много назидательных слов, преподобный, помолившись, лег на землю, крестообразно сложил на груди руки и мирно отошел ко Господу. Тогда преп. Пафнутий снял с себя власяницу и, обвив ею тело св. Онуфрия, предал его погребению.
Похоронив старца, преп. Пафнутий хотел все же остаться в его пещере и принялся молить о том Бога, но пещера неожиданно обрушилась, финиковая пальма засохла и повалилась на землю, а источник мгновенно пересох. Таким образом, преп. Пафнутий ясно уразумел, что Богу не было угодно его подвижничество на этом месте, и возвратился в свой монастырь, написав обо всем, что видел и слышал в пустыне, и в первую очередь о великих подвигах св. Онуфрия.
Предание, отразившееся в древнем фиваидском Патерике, сохранило также описание удивительной милости Божией, почившей на св. Онуфрие, когда тому было всего 7 лет. Будучи с ранних лет на воспитании в монастыре, отрок Онуфрий ежедневно получал от ключаря ломоть хлеба, после чего, исполненный евангельской простоты и сердечного незлобия, подходил к иконе Пресвятой Богородицы и умиленно обращался к Богомладенцу Иисусу на Ее Материнских руках со словами: «Ты такой же Младенец, как и я, но Тебе ключарь не дает хлеба, поэтому возьми мой хлеб и ешь». Тогда Младенец Иисус протягивал с иконы Свои руки и брал у св. Онуфрия хлеб. Однажды ключарь заметил это чудо и сообщил о нем игумену. Игумен промыслительно приказал не давать на следующий день св. Онуфрию его ломоть,
а послать его за хлебом к Иисусу. Чистый сердцем отрок, повинуясь благословению, пошел в храм, встал на колени и, обращаясь к Богомладенцу на иконе, сказал: «Ключарь не дал мне сегодня хлеба, а послал за ним к Тебе, дай мне хоть кусочек, ибо я сильно голоден». И вот Господь дал ему чудесный и прекрасный хлеб, притом столь большой, что св. Онуфрий едва донес его к игумену, чтобы тот разделил его между братией.
Этим чудом проявилось будущее дерзновение преподобного пустынника ко Господу. Таким образом, пребывая 60 лет в полном уединении, прп. Онуфрий и в пустыне сподоблялся Хлеба Небесного из рук Того Самого Предвечного Богомладенца, Который и в детстве насыщал его хлебом, и в старости посещал пустынника, причащая Святых Таин.
Почитаемая икона прп. Онуфрия, одна из нескольких святынь, сохранившихся с дореволюционных времен в разоренном большевиками, а ныне возрождаемом Спасо-Преображенском монастыре. Этот женский монастырь находится на родине предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Владимира в с. Головчинцы, на Хмельнитчине.
Основан был монастырь как мужской в 1540 году, а в 1888 – преобразован в женскую обитель. В нем были заложены и действуют три храма: Спасо-Преображенский, Никольский и Успения Пресвятой Богородицы. Чудотворная икона преподобного Онуфрия Великого ежегодно празднуется 25 июня. На территории монастыря также существует Онуфриевский источник. Трудами сестер обители восстановлен сестринский корпус, благоустраивается территория обители.