Чудотворные иконыЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА МАТЕРИ БОЖИЕЙ ВОЛЫНСКАЯ

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА МАТЕРИ БОЖИЕЙ ВОЛЫНСКАЯ

в НАЦИОНАЛЬНОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ УКРАИНЫ г, КИЕВ

Волынская чудотворная икона Божией Матери ныне хранится в Национальном художественном музее Украины в Киеве. Являясь одним из ценнейших сокровищ изобразительного искусства, Волынская икона, прежде всего, есть явление Горнего мира, один из совершенных образов Первообраза – Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и Его Пречистой Матери и Приснодевы Марии.
Волынская икона представляет собой неразрывную связь поколений и традиций Православной Церкви, живую связь между различными митрополиями и народами Южной и Восточной Европы.
Южнорусские иконописцы после нашествия монголо-татарских орд восстановили общение с крупнейшими православными центрами, в том числе с очагами иконописания (в Византии, Болгарии, Сербии). Чудотворная икона Божией Матери Волынская как раз свидетельствует о тесных связях с Македонией и Сербией. Как и в охридских иконах Пресвятой Богородицы, лик Царицы Небесной несколько статичен, взгляд суров (правда, невозможно не заметить нежности, проглядывающей в Ее глазах), нос утонченный и удлиненный, небольшие уста плотно сомкнуты и также выражают твердость.
Относительно времени написания чудотворного образа существуют несколько предположений. Согласно одному из них икона написана около 1289 года для кафедрального собора по заказу князя Мстислава Даниловича. Впоследствии чудотворная икона оказалась в луцком храме Покрова Пресвятой Богородицы, построенном в XV веке. Другая версия относит время написания Волынской иконы к началу XIV века.
Искусствоведы относят Волынскую икону к произведениям местной иконописной школы, хотя и отмечают охридское и, в Целом, балканское влияние. Подлинное происхождение ее неизвестно, возможно, какое-то отношение к ее созданию имел выдающийся иконописец свт. Петр, будущий митрополит Московский. Святитель был игуменом Спасского монастыря на р. Ратное около урочища Новый Дворец. Внук Даниила Галицкого Юрий Львович направил игумена в Константинополь для рукоположения в митрополиты. В 1308 году патриарх Константинопольский Афанасий поставил Петра в митрополиты всея Руси. Подвижник для окормления паствы объездил всю Волынь и Галицию, затем поселился на севере Руси – сначала во Владимире, затем в только-только возвысившейся Москве. По Промыслу Божию он и почил в Бозе в недостроенном Свято-Успенском соборе (1326 год). И сразу после преставления великого святителя Московского у его гроба стали происходить чудесные исцеления…
Не менее прославился свт. Петр Московский и в качестве иконописца. Летописи и другие источники датируют немалое количество написанных святителем икон годами его жизни в Южной Руси: здесь написаны, в частности, образы Христа Спасителя, Богородицы и праведников. Одну из своих икон Божией Матери свт. Петр подарил Киевскому митрополиту Максиму, который в это время уже жил вне Киева. Об этой иконе известно, что она пользовалась почитанием и до XV века хранилась в Новгородском Софийском соборе. В 1471 году перед святым образом молился великий князь Иоанн III, дед царя Ивана Грозного, затем икона упоминается в актах на избрание царем Бориса Годунова.
Другая икона Пресвятой Богородицы, также написанная свт. Петром в Спасском Новодворецком монастыре, находилась в Успенском соборе Елецкого Черниговского монастыря, откуда ее перенесли в 1660-х годах в Благовещенский Сурожский монастырь Черниговской губернии.
Из наиболее известных творений святителя владимиро-московского периода следует выделить следующие: в Успенском соборе во Владимире-на-Клязьме хранилась его икона Новгородской Богоматери, икона Успение – в Успенском соборе г. Москвы. Одна из многих, написанных святителем и чудотворцем
Петром Московским икон Божией Матери пребывала в Минском соборе. Чрезвычайная распространенность иконописи святителя свидетельствует о высоком его авторитете как иконописца и подвижника Церкви Христовой. Все это позволяет отнести святителя Петра к ряду величайших русских творцов икон, какими были прп. Алипий (Алимпий) Киево-Печерский, Феофан Грек, Даниил Черный, прп. Андрей (Рублев) и Дионисий.
Очень вероятно, что кисти великого святителя принадлежит также знаменитая икона из Успенского собора Московского Кремля «Спас – Недремлющее Око». Искусствоведы датируют эту икону началом или первой половиной XIV века, и написать ее не мог, как считают ученые, уроженец северо-востока Руси. Впрочем автором иконы мог быть византиец, но наиболее вероятно, что это был житель или уроженец Юго-Западной Руси. А поскольку высочайшее мастерство во все времена было явлением сравнительно редким, то авторство свт. Петра можно считать почти доказанным.
Правда, некоторые исследователи отмечают схожесть «Спаса – Недремлющее Око» с соответствующим византийским образом в «Кахрие Джами», но стилистический сравнительный анализ позволяет датировать образ как раз временем расцвета иконописной деятельности свт. Петра Московского. Кроме иконы Волынской Божией Матери, в начале XIV века на юго-западе Руси были написаны лишь два образа, дошедшие до наших дней. Это икона Покрова Божией Матери и Свенская Богородица (последняя создана в Киеве или недалеко от Киева, во всяком случае, не в Галиции, где находился Спасский Новодворецкий монастырь).