ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА МАТЕРИ БОЖИЕЙ ЦЕГОВСКАЯ
в СВЯТО-ВВЕДЕНСКОМ ХРАМЕ с. ЦЕГОВ, ГОРОХОВСКОГО р-на ВОЛЫНСКОЙ обл.
«Село Цегов, находящееся на юго-западе Украины, неподалеку от австрийской границы, не отличается ни многолюдством, ни зажиточностью населения и стоит в стороне от больших дорог и торговых центров. Но с незапамятных времен оно служит религиозным средоточием, привлекая толпы богомольцев, стекающихся на поклонение чудотворному образу Божией Матери, что пребывает в Цеговском храме», – так написано в
«Волынском епархиальном вестнике» за 1896 год.
Насколько можно судить по преданиям, чудотворный образ появился в Цегове лет триста назад. Он составляет главную святыню Цегова и помещается в алтаре, в запрестольном киоте. Окрестное население сохранило память о многочисленных случаях заступничества Пресвятой Богородицы, явленных по молитвам перед Ее образом во время татарских нашествий, столь частых на Волыни в XVI и XVII веках. Также в честь чудесных исцелений по обе стороны более позднего списка с чудотворного образа, находящегося здесь же в храме, размещены шесть изображений в лицах, под которыми подписи: «хромии отримали здоровья помощию Пресв. Богородицы; имущии духа злаго свободились помощию Пресв. Богородицы», на остальных – исцеление рук, слепых, «забитаго». А об избавлениях и заступничествах христиан от татарских поганов свидетельствует благодарственная песнь, записанная внизу на лицевой стороне образа. Вот она: «Радуйся, Дево, пагубо поганом, твердый присно всем покров христианом, Ты всех бесовской лести избавила. Ты мир чудес светло просветила. О! яко предиву ныне Тя узнали, которые чудес светло достойными стали. Вся Ти возможна; побори борющих, врагов нас ищущих». В этой песне можно признать стиль виршей XVII столетия.
Цеговской чудотворной иконе присвоено название «Погановская», потому что под образом написано «Образ Божией Матери Погановской», а также потому, что все сказания об этой иконе и самая песнь устанавливают избавление с ее помощью от неверных, татар («поганый» – в церковных книгах – неверный, язычник). Да и сама песня – прославление за избавления и молитва о заступлении при нашествиях «поганых».
Кроме главного чудотворного образа Богоматери «Погановской», в церкви Цегова находится другой почитаемый Ее образ, называемый Базарским. Этот образ помещается теперь в алтаре старого храма, в запрестольном киоте, на месте перевезенного в новую церковь чудотворного образа. Кроме того, в церкви Цегова имеются иконы-памятники: образ (серебряная доска) Божией Матери, принесенный в дар от всего Горохова в 1848 году за избавление от холеры. Икона в честь того же события, принесенная теми же гороховцами, находится в той же церкви с. Цегова с указанием «1835-1862 годы». Это сребропозлащен-ный образ Божией Матери, помещенный над Царскими вратами иконостаса в старой церкви. Наконец, в 1896 году благочестивые гороховцы несут в Цегов еще один образ – дар за избавление их от холеры осенью 1895 года. Об иконе Базарской известно, что она вместе с другими образами перенесена в церковь с. Цегова в конце XVIII века из упразднившегося монастыря, существовавшего в урочище Базары, – от чего, должно заключить, этот образ Божией Матери и назван Базарским. Следы Базарского монастыря сохранились до наших дней – ключ-крыница, например, где по преданию явилась Божия Матерь Базарская. Живо и предание перенесения Базарского образа в Цегов.
Полагают, что монастырь, находившийся подле Цегова, закрыт в XVII столетии с утверждением унии. Вероятно, перенесение в Цегов монастырской святыни способствовало возвеличению Цеговского храма в глазах окрестного населения и стало привлекать сюда богомольцев. В настоящее время Цегов занимает почетное место в ряду других Волынских религиозных средоточий. Особенно много милостей и чудес по молитвам перед чудотворным образом испытали православные христиане Горохова и города Берестечко.
«Волынском епархиальном вестнике» за 1896 год.
Насколько можно судить по преданиям, чудотворный образ появился в Цегове лет триста назад. Он составляет главную святыню Цегова и помещается в алтаре, в запрестольном киоте. Окрестное население сохранило память о многочисленных случаях заступничества Пресвятой Богородицы, явленных по молитвам перед Ее образом во время татарских нашествий, столь частых на Волыни в XVI и XVII веках. Также в честь чудесных исцелений по обе стороны более позднего списка с чудотворного образа, находящегося здесь же в храме, размещены шесть изображений в лицах, под которыми подписи: «хромии отримали здоровья помощию Пресв. Богородицы; имущии духа злаго свободились помощию Пресв. Богородицы», на остальных – исцеление рук, слепых, «забитаго». А об избавлениях и заступничествах христиан от татарских поганов свидетельствует благодарственная песнь, записанная внизу на лицевой стороне образа. Вот она: «Радуйся, Дево, пагубо поганом, твердый присно всем покров христианом, Ты всех бесовской лести избавила. Ты мир чудес светло просветила. О! яко предиву ныне Тя узнали, которые чудес светло достойными стали. Вся Ти возможна; побори борющих, врагов нас ищущих». В этой песне можно признать стиль виршей XVII столетия.
Цеговской чудотворной иконе присвоено название «Погановская», потому что под образом написано «Образ Божией Матери Погановской», а также потому, что все сказания об этой иконе и самая песнь устанавливают избавление с ее помощью от неверных, татар («поганый» – в церковных книгах – неверный, язычник). Да и сама песня – прославление за избавления и молитва о заступлении при нашествиях «поганых».
Кроме главного чудотворного образа Богоматери «Погановской», в церкви Цегова находится другой почитаемый Ее образ, называемый Базарским. Этот образ помещается теперь в алтаре старого храма, в запрестольном киоте, на месте перевезенного в новую церковь чудотворного образа. Кроме того, в церкви Цегова имеются иконы-памятники: образ (серебряная доска) Божией Матери, принесенный в дар от всего Горохова в 1848 году за избавление от холеры. Икона в честь того же события, принесенная теми же гороховцами, находится в той же церкви с. Цегова с указанием «1835-1862 годы». Это сребропозлащен-ный образ Божией Матери, помещенный над Царскими вратами иконостаса в старой церкви. Наконец, в 1896 году благочестивые гороховцы несут в Цегов еще один образ – дар за избавление их от холеры осенью 1895 года. Об иконе Базарской известно, что она вместе с другими образами перенесена в церковь с. Цегова в конце XVIII века из упразднившегося монастыря, существовавшего в урочище Базары, – от чего, должно заключить, этот образ Божией Матери и назван Базарским. Следы Базарского монастыря сохранились до наших дней – ключ-крыница, например, где по преданию явилась Божия Матерь Базарская. Живо и предание перенесения Базарского образа в Цегов.
Полагают, что монастырь, находившийся подле Цегова, закрыт в XVII столетии с утверждением унии. Вероятно, перенесение в Цегов монастырской святыни способствовало возвеличению Цеговского храма в глазах окрестного населения и стало привлекать сюда богомольцев. В настоящее время Цегов занимает почетное место в ряду других Волынских религиозных средоточий. Особенно много милостей и чудес по молитвам перед чудотворным образом испытали православные христиане Горохова и города Берестечко.