Чудотворные иконыЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА МАТЕРИ БОЖИЕЙ ПИСАРЕВСКАЯ

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА МАТЕРИ БОЖИЕЙ ПИСАРЕВСКАЯ

в СВЯТО-ПОКРОВСКОМ ХРАМЕ с. ПИСАРЕВКА ВИННИЦКОЙ обл.

Село Писаревка Винницкого уезда было расположено на берегу реки Постоловой и издревле населено православными верующими. Здесь в XVIII веке Божиим Промыслом произошло чудесное явление иконы, о котором из поколения в поколение передавалось предание.
Чудо случилось в день празднования Рождества Иоанна Предтечи: на рассвете жительница села пришла к колодцу и увидела плавающую на воде икону. Весть об этом невиданном событии разошлась по всему селу, но никто из местных жителей не мог вынуть святыню из колодца. Проезжавшие через Писаревку странники, которых местные жители называли «чумаками», после всеобщей молитвы подняли икону и с пением перенесли в дом. В этот же день стало известно о первом чуде – во время поднятия иконы житель села, у которого была повреждена рука, прикоснувшись к иконе, почувствовал себя здоровым.
Молва о чудном обретении иконы обошла все окрестные селения, многие болящие, жаждущие исцеления, стали приходить к колодцу за водой, которая стала почитаться чудотворной. Хозяин колодца очень раздражался этим и засыпал колодец. Вскоре после этого он полностью ослеп и только через 40 лет, перед самой смертью, осознав свой грех, принес покаяние. Первое время икона находилась в доме женщины, которая первой ее увидела. Через несколько дней после обретения заметили, что на Лике появилась влага. Поверхность иконы тщательно вытерли, но влага появлялась вновь и вновь. В народе стали говорить, что икона плачет.
В то время Писаревка не имела своего приходского храма, и селяне ходили на службу в деревянную церковь с. Гулевцы, возведенную в честь Рождества Божией Матери в 1742 году. По благословению священника храма образ торжественно перенесли в церковь. Следуя традиции Подольского края, было установлено совершать отпуст иконе на Рождество Иоанна Предтечи. В память о чудесном ее обретении прихожане Писаревки изготовили для нее круглый киот с резной рамой.
Наконец, в 1885 году в Писаревке тщанием прихода была построена деревянная Свято-Покровская церковь. Икона крестным ходом была перенесена в новый храм и помещена в иконостас, где для нее было отведено особое место над Царскими Вратами. Во время молебнов икона торжественно спускалась для поклонения верующих. Приходившие в храм получали исцеление, и поэтому икона почиталась в народе чудотворной. Старожилы рассказывают о таком случае. Девица села Пикова, узнав о чудесных исцелениях, происходящих по молитвам перед иконой, надеясь на выздоровление от тяжкого недуга, попросила людей помочь ей добраться до церкви. После вечерней службы ей разрешили остаться в храме. Проведя ночь в молитве перед иконой, девушка почувствовала себя здоровой и самостоятельно вернулась домой.
Из событий начала XX века селяне вспоминают крестный ход с чудотворным образом к Калиновскому кресту. Комсомольцы, прельщенные блеском медного оклада, приняли его за золотой и попытались отобрать икону, но селяне спрятали свою святыню, а потом тайно вернули в храм. В 20-х годах власть начала повсеместную поддержку церковного раскола. Люди, воспитанные в православной традиции и привыкшие к богослужению на церковнославянском языке, не посещали храмы, захваченные украинскими автокефалистами. В связи с этим по просьбе верующих староста Покровского храма пригласил в Писаревку для служения иеромонахов Владимира и Пафста из братии закрытой в то время Киево-Печерской Лавры. Отец Пафст окормлял верующих окрестных сел до глубокой старости, иеромонах Владимир стал настоятелем Писаревского храма. Узнав о решении сельсовета закрыть храм, отец Владимир всячески препятствовал этому, чем вызвал недовольство властей. Укрываясь от ареста, священник сначала жил в заброшенной колокольне, а потом в с. Калиновка, где в скором времени был арестован.
В 1936 году местные активисты-безбожники разрушили храм и свалили все иконы во дворе для сожжения. Когда выбросили чудотворную икону Божией Матери, она скатилась с холма к одному из домов. Безбожники об иконе забыли, а верующие сокрыли ее в специально сделанной нише. Перед войной из материалов разрушенного храма в центре Писаревки сельсовет соорудил клуб. Во время фашистской оккупации немецкий уполномоченный, узнав о том, что здание церкви уничтожено, приказал в течение суток возвести в селе «кирху» для проведения богослужений.
С освобождением Писаревки от захватчиков «кирха» была переустроена под магазин. А чудотворная икона продолжала находиться в неприспособленном для ее хранения помещении – из страха перед властями никто из верующих не решался забрать ее в свой дом. Образ сильно пострадал от сырости, но это забвение продолжалось недолго, икона стала являться в сонном видении одному из местных жителей, и он, из страха Божия, решил забрать образ в дом своей матери – Матроны. В этом доме, в отдельной молельной комнате икона пребывала до конца 60-х годов. По просьбе хозяйки монахиня, проживавшая в соседнем селе после закрытия Браиловского монастыря, сделала для иконы бархатный оклад с вышитой надписью.
В послевоенные годы чудеса от иконы не прекращались. Особенно запомнилось жителям села исцеление женщины, которая после родовой горячки не признавала ребенка и вела себя как безумная. Врачи не знали, как ей помочь, и отчаявшиеся родители привезли ее к дому, где хранилась икона. С большим трудом Удалось подвести больную к образу. Приложившись к иконе, женщина успокоилась, к ней вернулось сознание. После этого случая она много раз прибегала с молитвой к Божией Матери перед Ее чудотворным образом.