Чудотворные иконыЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА МАТЕРИ БОЖИЕЙ ОЗЕРЯНСКАЯ

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА МАТЕРИ БОЖИЕЙ ОЗЕРЯНСКАЯ

в СВЯТО-БЛАГОВЕЩЕНСКОМ СОБОРЕ г. ХАРЬКОВ

С первых дней существования Церкви Христовой православный мир чтит Преблагословенную Богородицу, явившую миру Христа Спасителя. Материнское отношение к воплотившемуся из Нее Сыну Божию и беспримерная высота личной духовной жизни сделали Ее соучастницей в деле спасения и облагодатство-вания всех христиан, а молитвенное предстательство, невидимое телесно, но ощутимое сердечной верой, порождает у прибегающих к Ее помощи, любовь к Богу нашему, печаль о своих грехах и покаяние.
На Харьковщине и в соседствующих с ней областях с глубоким благоговением почитается чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Озерянской» – древняя благодатная святыня, источающая многие милости роду христианскому. Явление иконы относится к 1710 году, в котором положено основание монастыря в Озерянке. По преданию эта икона была обретена в конце XVI века во время татарских набегов на Украину. В то время в храме Рождества Богородицы села Мерефы служил иерей Фео-дор, и Господу было угодно прославить Озерянку, находящуюся в трех километрах от Мерефы, знамением Своего особого благоволения – явлением образа Пресвятой Богородицы Озерянской. В делах Харьковской Духовной консистории повествуется следующее: «В сем монастыре (т. е. Куряжском) есть прославленная в давних годах чудотворная икона Божией Матери с Предвечным Младенцем на руках, называемая Озерянской. Обретена во время татарских набегов в пустыни, именуемой Озерянской».
Это случилось так: один из жителей, косивший траву за лесом, за очередным взмахом косы услышал стон и при этом увидел половину священного изображения на оконечности косы, а другую половину образа и пред нею горящую свечу – при корне дерева, здесь же росшего. Косарь, взявши обе половины образа, внес в свою хижину, сложил их, поставил в приличном месте и усердно помолился, оставив свою работу.
На другой день, рано утром он не обнаружил святыни в своей хижине, она вновь была на месте обретения, причем совершенно целая, а там, где она стояла, струился ключ чистой воды. Благочестивый иерей Феодор донес об этом своему архипастырю (митрополиту Белгородскому и Обоянскому Феодосию) и с разрешения того построил близ места явления деревянную церковь во имя Рождества Богородицы, где и была установлена икона.
Видя знамения благодати Божией от иконы, о. Феодор пожелал, чтобы на месте явления Пречистыя Матери устроилась иноческая обитель, впоследствии прославившая во всей Слободской Украине пустынно-прекрасную Озерянку и привлекавшая к себе любителей пустынно-иноческих подвигов. Старожил села Мерефы в 1762 году дал следующее письменное свидетельство: «Видел я и помню, что в церкви Озерянской пустыни стояла чудотворная икона, а откуда и кем была поставлена, знать не могу. Первое чудо от Нее явилось архимандриту Севастиану и при строителе иеромонахе Варсонофии Хвастиченко».
Проф. Д. И. Багалей сообщает, что Богородица на иконе изображена повернувшей лицо в сторону Младенца. На Ней красный хитон и голубой мафорий. Правая рука Ее в позе моления, а левая поддерживает Младенца Христа, сидящего у Нее как бы на коленях у левой руки. Младенец одет в красную рубашку-хитон, на голове у Него такая же корона, как и у Богородицы. В левой руке Он держит небольшое Евангелие, а правой благословляет. Нимбы у обоих желтые. Размер иконы был 40 х 34 см. Молитва к Божией Матери получает отклик, если она исходит от сердца и на благо самого молящегося.
Святая чудотворная икона Богоматери Озерянская пребывала и в Куряжском Преображенском монастыре, и в Озерянском Предтеченском храме – и повсюду сила благодати Божией от этой святой иконы проявлялась в исцелениях больных, которым добрая Целительница недугов неоскудно подавала милость от многоцелебного Своего образа. Жителям Харькова памятно
было великое благодеяние Божией Матери, явленное городу от святой Ее иконы в тяжкие 1833, 1848 и 1871 годы, когда свирепствовавшая в городе холера уносила в могилу множество жертв. Многие сохранили в памяти случаи исцеления болящих, свидетельствующие, что Всеблагая Владычица чудодействует от Своего благодатного Озерянского образа и ныне.
Вот примеры некоторых случаев исцеления от святого образа: «Исцеление человека, имевшего усохшую руку, исцеление человека из Липцев, не владевшего ногою, исцеление девицы Бардаковой, одержимой беснованием, исцеление Ивана Николаевича Бочковского от болезненного шума в ушах, исцеление двух сестер от глазной болезни, исцеление девочки от горловой болезни».
Благодарные богомольцы и по сей день оставляют у святого образа множество ценных привесок.
Ежедневно после Божественной литургии святая икона спускается с иконостаса для поклонения ей верующими и священник коленопреклонно читает молитву, составленную митрополитом Харьковским и Богодуховским Никодимом:
«… Владычице Пресвятая, якоже в тяжком нашествии иноплеменник в пределы наша святою иконою Твоею Озерянскою Православныя люди укрепляла еси, тако и ныне знамением Лика сего Пресвятаго паству Харьковскую и всех верных чад страны нашея в единомыслии веры утверди, и от тлетворных расколов и ересей злочестивых и иных бед сохрани,
Отечеству же нашему незыблемаго мира от Бога испроси, и от всех враг, мыслящих нам злая, нас избави.
Верных же Твоих, пред святою иконою Твоею припадающих и в скорбех Тебе молящихся, прошения исполни, и вся, яже ко спасению потребная, всем нам даруй. Убогия же слезы и воздыхания наша благоприятны пред Богом сотвори, и прощение грехов наших испроси».