Чудотворные иконыЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА МАТЕРИ БОЖИЕЙ ХОЛМСКАЯ

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА МАТЕРИ БОЖИЕЙ ХОЛМСКАЯ

в МУЗЕЕ ВОЛЫНСКОЙ ИКОНЫ г. ЛУЦК ВОЛЫНСКОЙ обл.

Ныне Холмская чудотворная икона Божией Матери находится на реставрации в Луцке. Хранится она в музее Волынской иконы в специальном бронированном киоте, изготовленном в Германии фирмой «Ротштайн» из особо прочного стекла. Православные христиане при содействии руководства музея имеют возможность служить здесь молебны в праздник Рождества Пресвятой Богородицы и в другие дни, причем эти богослужения часто возглавляет Митрополит Луцкий и Волынский Нифонт.
Богородица на иконе изображена в трехчетвертном повороте направо, Ее лик слегка склонен к Богомладенцу, Который покоится на Ее правой руке. Младенец Иисус правую руку поднял в благословлении, в левой держит свиток Евангелия. Цветовая гамма образа сдержанная, темных оттенков, лики Богородицы и Младенца написаны темной охрой, мафорий – темно-красный, гиматий Богомладенца – цвета светлой охры с золотым ассис-том. Ряд деталей и фон покрыты золотом, буквы выписаны киноварью. Холмскую икону можно сравнить с чудотворным образом Божией Матери Владимирской, который датируется концом XI – первой третью XII веков. Правда, сохранность первоначальной авторской живописи на той и другой иконах неодинаковы. Как отмечают ученые, авторское письмо на чудотворной Владимирской иконе составляет 5 процентов, а на чудотворной Холмской – 60 процентов.
На краске, левкасе и кипарисовой доске осталось множество свидетельств истории – глубокие раны от монголо-татарских мечей и стрел, отверстия от гвоздей, следы реставрации, записей, окладов и украшений. Сохранились и сотни свидетельств благодатной помощи от иконы. И, что всего важнее, сохранились любовь и благоговение жителей Холмщины и Волыни к своему чудотворному образу.
Относительно времени основания Холма (теперешнее название Хелм, территория Польши) и строительства собора Рождества Пресвятой Богородицы существует несколько версий. Одна
из них связывает эти события, а также принесение в Западную Русь чудотворного образа Богородицы, получившего позднее имя Холмского, с правлением св. равноап. князя Владимира, другая – с правлением князя Даниила Галицкого. По одной из версий Холмская икона являлась семейной реликвией князя Даниила, привезенной его женой из Византии.
Уже в древности чудотворная икона была украшена драгоценной ризой. В 1261 году полчища Бурундая разграбили Холм, сорвали ризу и нанесли иконе повреждения, которые уместнее назвать ранами. А двумя годами ранее святая икона защитила город от нашествия татар по молитвам двух княжен, духовенства и горожан: татары вдруг увидали перед собой огромную гору (по другой версии – огромные стены замка) и стали в беспорядке отступать…
В 1596 году епископ Холмский Дионисий (Збируйский) перешел в унию – таким образом, и собор, и икона оказались в руках католиков. Лишь в 1650 году на короткое время, согласно Зборовскому договору, униаты возвратили епархию православным, когда епископом Холмским стал владыка Дионисий (Балабан). В дальнейшем война между Польшей и Украиной проходила с переменным успехом. Как считают католики, чудотворная икона помогла им одержать победу под Берестечком – по приказу короля Яна-Казимира ее обносили вокруг войска. И все же история свидетельствует о том, что святой образ, как и благодать Божию, нельзя получить механически, с помощью магических ритуалов: ты совершил жертву, произвел определенное действие, и Бог должен дать тебе за это какие-то блага. Православные хорошо знают: только молитва, смирение, приобщение Таинств, терпение скорбей, исполнение заповедей и, главное, милость Господня – являются непременными условиями благодеяний Божиих.
В следующий раз под Жванцем Пресвятая Богородица Холмская не стала «помогать» полякам, Промыслом Божиим они
были наголову разбиты. С тех пор до начала Первой мировой войны икона неизменно пребывала в Холме, пользуясь всенародным почитанием и любовью, тем более что от нее зафиксировано около 700 случаев чудодейственной помощи. Большая заслуга в деле собирания таких свидетельств и украшении образа принадлежит униатскому епископу Якову Суше, который относил икону к авторским работам св. апостола и евангелиста Луки.
Во время Первой мировой войны икона была доставлена сначала в Москву, затем в Киев. В 20-х годах начинается новая страница ее истории: образ прячет у себя известный историк Н. Полонская-Василенко, с нее снимают ризы, разбирают на три кипарисовые доски. В годы Второй мировой войны чудотворный образ снова явлен верующим в Холме, где епархию возглавляет архиепископ Иларион (Огиенко), в будущем – глава автокефальной церкви.
В 1947 году Холмская икона передана одной из церквей Луцка.
Затем она до 1960 года хранилась на улице Владимирской возле Свято-Феодосиевской церкви в небольшом домике, где жила семья отца Гавриила Коробчука. В день празднования иконы Матери Божией Холмской ежегодно тайно служились молебны. После смерти сестры (1967 г. ) и смерти отца (1968 г. ) Надежда Гавриловна взяла икону под свою опеку.
Историк В. Рожко в книге «Чудотворные иконы Волыни» необоснованно сомневается в том, что это та самая, чудотворная икона.
По милости Божией, Холмскую икону благоговейно хранили дочери прот. Гавриила Коробчука – Л. Г. Ренда и Н. Г. Горлицкая. Без ведома Надежды Гавриловны икона была неумело записана, но благодаря огромной самоотверженной работе реставраторов удалось не только приоткрыть подлинный красочный слой, но и вернуть великой святыни тот вид, какой она имела тысячелетие назад.