Чудотворные иконыЧудотворная икона Божией Матери Виленская Остробрамська

Чудотворная икона Божией Матери Виленская Остробрамська

в СВЯТО-ВЛАДИМИРСКОМ СОБОРЕ м. ХЕРСОНЕС, г. СЕВАСТОПОЛЬ

Херсонесская икона является точной копией оригинальной Виленско-Остробрамской иконы Божией Матери. Написана она на двух соединенных дубовых досках: Богоматерь изображена по пояс, без Младенца Христа, с выражением глубокого мира и умиленности. Руки Богородицы и Приснодевы Марии сложены крестообразно, на главу водружена корона, по всем направлениям от лика исходят лучи.
Икона Божией Матери Виленская-Остробрамская – список чудотворной иконы, вывезенной великим князем Ольгердом из средневекового Херсона (Херсонеса Таврического) в столицу Великого княжества Литовского, ныне пребывает в возрожденном херсонесском соборе св. Владимира. В 1852 году, незадолго до начала Крымской войны, на городище Херсонес был основан монастырь, а в 1861 году возле места вероятного крещения св. князя Владимира заложен Владимирский собор. Торжественная закладка херсонесского собора (одноименный Владимирский собор был построен в самом Севастополе на Центральном холме) происходила в присутствии императора Александра II и его семьи, а закончили строительство в 1892 году, так как разрушенный после Крымской войны город возрождался очень медленно. Проект реставрации собора был разработан в Киеве еще в начале 1980-х годов, в настоящее время храм полностью восстановлен и расписан.
Севастополь расположен в уникальном месте Крымского полуострова, здесь сходятся природные и климатические зоны, по соседству лежат горы, предгорья и степь, морской берег изрезан бухтами. Ко времени греческой колонизации крымского побережья здесь жили тавры и племена кизил-кобинской культуры, поглощенные позднее скифами и сарматами.
Не менее интересным явлением с точки зрения историков и любителей старины предстает Херсонес, основанный переселенцами из Гераклеи Понтийской около 422 года до Р. Х. Вскоре после основания полис достиг своего расцвета. Херсонесу (это слово означает «полуостров», поэтому полисов с таким названием в античном мире было несколько – существовал, например, еще Зенонов Херсонес на другом конце Крыма) принадлежит Гераклейский полуостров и полоса Западного побережья с полисами Керкинитида и Калос-Лимен. Население Херсонеса насчитывает, по разным данным, от 6 до 20 тыс. человек. В конце II века до Р. Х. город осадили скифы и херсонесцы обращаются за помощью к царю Понта Митридату VI Евпатору. После поражения Митридата от римлян, а затем его сына Фарнака от легионов Юлия Цезаря (Цезарь послал сообщение в сенат: «Пришел, увидел, победил»), Херсонес попадает в зависимость от Римской республики, затем от империи, позднее от Византии.
Уникальное место Херсонеса-Херсона в мировой истории связано с тем, что этот греческий полис, будучи независимым или имея полузависимый статус, в течение почти 1800 лет успешно противостоял нашествиям вражеских войск, многократно превосходивших его числом: обычно Херсонес-Херсон прибегал к защите своих союзников и покровителей или самостоятельно отражал нашествия. Давно стерты с лица земли полисы западного и восточного Черноморского побережья, многократно разрушен Пантикапей, а Херсон (так город назывался в византийских документах) только в 710 году подвергся разрушению по приказу императора Юстиниана II, но через год после этого сосланный в Херсон армянин Вардан Филиппик поднимает восстание и покоряет с помощью херсонцев Константинополь. Позднее Херсон берут приступом хазары, а около 988 года – св. равноап. князь Владимир. Только в XIII-XIV веках город окончательно утрачивает свое значение, причем могильщиками его становятся Венеция и Генуя, располагающие значительной экономической и военной мощью.
Массовое принятие христианства крымским населением начинается только в VI-VII веках (наиболее ранний из открытых археологами храмов относится ко времени правления сыновей
св. Константина Великого, приблизительно в это время в Хер-сонесе появляются епископы), а в дальнейшем важнейшим фактором утверждения истинной веры стало изгнание сюда иконоборцами православных монахов. Большое значение для утверждения здесь христианства имеет деятельность святого Климента, епископа Римского, автора «Послания к Коринфянам», мученическая кончина которого последовала в 101 году. Древние источники рассказывают о приведении ко Христу св. Климентом множества людей, прежде всего, каторжников, а также об освящении им десятков небольших храмов. В VII веке в Херсон был сослан другой святитель – Мартин Исповедник, папа Римский.
Ко времени приезда в Крым великого князя Ольгерда Геди-миновича, правившего Литвой с 1345 по 1377 год, Херсон уже давно известен как центр христианства и, в частности, как «колыбель русского Православия». По-видимому, херсонский архиерей в середине XIV века вручил чудотворный образ князю в качестве благословения. Ольгерд подарил его супруге, а та передала его Свято-Троицкой обители в Вильне, находившейся в местности, заселенной исключительно православными. С 1431 года Корсунская-Виленская икона находится в часовне над Острыми воротами, потому с этого времени и получает название Виленской-Остробрамской, тогда же устанавливается ее празднование – 14 апреля в память мучеников литовских. Жители Вильны особенно почитали этот образ наряду с привезенным из Москвы в 1495 году образом Божией Матери Одигитрии.
После вынужденного перехода Свято-Троицкой обители в унию икона досталась сначала униатам, а затем латинским монахам-кармелитам, в 1829 году она была подновлена в католическом духе. В те годы еще можно было разобрать славянскую подпись: «Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим».
Прочитано 5828 раз