Чудотворные иконыЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БЛАГОВЕЩЕНИЕ 

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БЛАГОВЕЩЕНИЕ

в СОФИЙСКОМ СОБОРЕ г. КИЕВ

Заложи Ярослав город великий,- говорит «Повесть временных лет»,-…заложи же и церкву Святой Софии, митрополью…» В 1037 году, считают историки, собор Премудрости Божией был освящен. К главному входу в собор вела широкая дорога от Золотых врат с малой церковью Благовещения, по бокам этой дороги, ближе к великому храму стояли еще две церкви: Святого великомученика Георгия и Святой мученицы Ирины.
До сих пор искусствоведы спорят о том, кто именно украшал храм мозаиками и фресками: греки ли, болгары или русичи. Для благочестивого сердца это не имеет значения, как и степень мастерства иконописца, ведь речь идет о Святыне.
Не меньший интерес представляет мозаичное изображение, именуемое чудотворным образом «Киевское Благовещение». Само наименование глубоко символично, ибо Киев – мать городов русских стал первенцем Крещения на Руси, а значит и благовестником Истины среди славянских племен. Иконографическая композиция Благовещения Пресвятой Богородицы помещена на двух столбах, ограничивающих святой алтарь Софийского собора и удерживающих паруса купола. На северном столбе изображен архангел Божий Гавриил (высота фигуры 2,3 метра), в энергичном порыве направляющийся к Богородице. В левой руке он держит посох посланника, а правая жестом, принятым на Востоке, дает знать Деве о необходимости возвестить Ей нечто важное. На золотом фоне по-гречески написаны слова Благовестника: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!» Белая с цветными бликами одежда архангела подчеркивает его небесность, а красные клавы указывают на его принадлежность к Царству Небесному.
На противоположном столбе смиренно предстоит Непорочная. Фигура Богородицы статична. Иконописец изобразил Ее в темно-синем мафории и синей же, но несколько светлее тунике. Посланник Божий застал Ее за работой, с правой руки у Девы свисает веретено с пурпурной нитью для завесы Иерусалимского
храма, в левой – моток крашеной шерсти. Богородица обращена 1 лицом к зрителю, она не смотрит на архангела, вовлекая нас в Свою горницу и делая соучастниками события. Ответные слова Преблагословенной Девы помещены на золотом фоне слева («Се раба Господня, да будет Мне по слову твоему») тоже как бы в храм и предназначены для слышания богомольцами. Таким образом Благовещение Пресвятой Богородицы становится достоянием всего мира, и Богоматерь от имени всего человечества принимает подвиг послушания Богу.
Такой разрыв композиции характерен для византийских росписей. Благовещение становится началом спасения и тематически вводит нас в сцену Евхаристии, где в центре композиции, как бы между благовествующим архангелом и Девой Марией – Господь, а к Нему приближаются для принятия Святых Таин апостолы, изображающие всю полноту Церкви. Таким образом | из исторического события Благовещение превращается в космическое, вневременное, вводящее нас в жизнь Церкви и в Царство Небесное (не зря же появился обычай изображать сцену I Благовещения на створках Святых врат, вводящих в алтарь).
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы очень почитаем на Руси, и потому мозаичное изображение Евангельского события в Киево-Софийском соборе стало любимым в народе. Считалось, что брак будет благополучным, если молодые помолятся у чудотворного образа киевского Благовещения. Бесплодные супруги старались заказывать молебен в храме святой ! Софии у столпа с изображением Божией Матери, рядом с которым находится придел, посвященный Ее родителям – святым праведным Иоакиму и Анне, которые также считаются помощниками в разрешении бесчадия. Однако каких либо письменных свидетельств о чудотворениях, происшедших от описываемого образа, мы не имеем. Древность же традиции почитать киевское Благовещение чудотворным говорит, что события просто изгладились из человеческой памяти за давностью времени.
В XVIII веке мозаика на столбах была скрыта от людских глаз многоярусным деревянным иконостасом в барочном стиле и почитание чудотворного образа постепенно прекратилось. Только в начале XX столетия православному миру вновь была явлена замечательная мозаика Софийского собора – когда иконостас стал одноярусным. Тогда в церковный календарь вновь было внесено празднование киевской иконы Благовещения.
Оно совпадает с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы, и служба двунадесятого праздника таким образом становится службой и ради чудотворной иконы, ежегодно празднуемой 7 апреля.
Сегодня благодатная мозаика киевского Благовещения, как и почти 900 лет назад, находится в идеальном состоянии, несмотря на столь солидный возраст. Икона расположена на большой высоте, и поэтому хорошо видна с хоров.