СловариЗначение цвета в иконописи

Значение цвета в иконописи

Цветовая гамма Святого образа достаточно четко определена.

Белый цвет – цвет, символизирующий Нетварный Божественный Свет, изливаемый в мир Благодатью.
Красный цвет активен. Он всегда связан был с венценосностью, царственностью, особенно багряные его оттенки.
Софийные иконы отмечены часто красным цветом, так как мысль, Премудрость Божия пришла в мир, стала для нас активной, действенной, могучей.

Возвеличивая Богоматеринство, иконописцы изображают Пречистую Богородицу в красных одеяниях, ибо Родившийся в мир Господь дал миру новую жизнь и новые устремления, которые невозможно ни сдержать, ни удержать – такова нынешняя сила проникновения Благодати в мир и стремления мира к Благодати Духа Святого.
Подчеркивая, что Пречистая Божия Матерь стала Царицей Неба и земли и неотступно ходатайствует пред Своим Божественным Сыном за все человечество, на Святых образах Она изображается в царских красных облачениях.
Оранжевый цвет, как состоящий из красного и желтого, труден для восприятия многих людей и вызывает ощущения либо красного, либо желтого, и, пожалуй, это единственный цвет, которому отданы прерогативы представлять собою два названных цвета.
Желтый цвет – иногда заменяет золотой, но если золотой может заменять белый цвет, как цвет Божественный и Нерукотворный, то желтый этого делать не может.
Коричневый цвет старались не употреблять, заменяя его охрой. Охра говорит о земной телесности, а коричневый – именно и собственно о земле, глине и грязи.
Черный цвет также старались не употреблять, заменяя его настолько насыщенными другими цветами, что при взгляде на них создавалось впечатление черного цвета. Это еще происходило потому, что черного цвета вообще-то нет, ибо это то, что совершенно не отражает, но только поглощает и свет, и энергию.
Если пристально посмотреть на, казалось бы, черное ночное небо, то при определенном времени концентрации мы увидим, что это глубокий, очень насыщенный синий цвет.
Зеленый цвет – им как бы окрашивается середина неба с противоположной стороны от заката, выше красной закатной зари. Он символизирует весну обновления, и не только простую земную весну, но – главное – духовное возрождение и обновление, пришествие в мир весны духовной.
Голубой цвет – зовущий цвет неба; цвет, уводящий нас в будущее. Голубой цвет – цвет Божества, Божественности, в которой нуждается мир. И Божественность покрывает наш мир, как купол неба покрывает землю. Стремление всего мироздания к Богу также символизируется голубым цветом.
Синий цвет можно толковать как насыщенный голубой, где его качества сгущаются. Синий – цвет ночного неба, которое никогда не бывает черным. Синий, индиго – цвета высокой духовности и продвижений, духовности, которая более не может потерпеть никакого ущерба. Синий цвет – цвет обозначения великих стяжаний – стяжание Духа Святого.
Фиолетовый цвет объединяет собою два – красный и голубой, являясь как бы всеобъемлющим цветом радужного спектра. Фиолет – цвет духовности тех, кто еще при жизни стяжал Дух Святой, и Ангельски на земли пожив, по успении своем пребывают в Царстве Небесном. Фиолетовый цвет – цвет святости, святых, в полноте отмеченных Господом нашим Иисусом Христом, вошедших в Небесный Иерусалим.
Золотой фон иконы говорит нам часто о свете неприступном, присущем только Богу, и то, что предстоящие фигуры находятся пред Христом. Золото, как и белый цвет – цвета необыкновенной, Божественной чистоты, цвета сияния Славы Господней.
Серебряный цвет более всего сходен с белым цветом, который и употреблялся вместо серебра. Но иногда можно видеть и серебро. Особенно это следует отнести к серебряным окладам Святых икон.