Блог«Небо на земле» – во многом уникальное художественное объединение

Мастерская «Небо на земле» основана в 2004г. В городе, в котором практически не сохранились церковные и иконописные традиции, поэтому создавать их пришлось заново. Со временем она стала своеобразной иконописной школой, в которой николаевские мастера практикуют различные живописные техники и духовное содержание иконы. По мнению руководителя мастерской, иконопись – это не только овладение мастерством, но и духовный подвиг. Поэтому настоящими иконописцами могут стать далеко не все желающие. Из многих учеников, которые приходили в мастерскую, остались работать в основном молодые женщины. Сегодня в мастерской работает Сергей Павелко, Наталья Соболева, Павелко Мария, Екатерина Цирулик.

Технологии, которые используются в мастерской, соответствуют старинным традициям иконного письма, восходящим к изографии Древнего Египта. При создании икон используются только натуральные материалы: доски из липы или ольхи, паволока (полотно, которое наклеивается на доску), левкас (около 15 слоёв грунта на основе мела). Каждый мастер сам готовит себе краски из природных минералов и пигментов: киновари, лазурита, малахита, горного хрусталя, и пр. Их дробят в ступке, а потом растирают в порошок и смешивают с яичной эмульсией. Так начинается кропотливый труд иконописца. Рождается икона.

 

Мастера объединения «Небо на земле» работают в необычно широком диапазоне иконописной традиции. Византийская, древнерусская, болгарская, украинская, грузинская школы, западноевропейская религиозная живопись – все воссоздается не только на высоком профессиональном уровне, но и с глубоким проникновением в духовный мир старинных образов. Ведь подлинная икона – это не механическая копия с того или иного оригинала, но всегда творчество во Христе. Следуя древней практике, современный иконописец привносит в традиционную схему свое переживание богообщения, свое видение «мира горнего».

 

В мастерской «Небо на земле» написание иконы есть творчество одновременно и соборное, и индивидуальное. В результате общения братии рождаются творческие идеи и новая иконография. Пишет же икону от начала и до конца только один мастер. Однако икона – не объект самовыражения, она созидается в церкви и для Церкви, и потому авторских подписей на ней нет.

 

Иконы создаются для объединения человека с Горним миром, для диалога между созданием и его Создателем. Как сформулировали это святые отцы Седьмого Вселенского Собора, «икона есть образ, возводящий к Первообразу»; иными словами – икона есть инструмент богообщения. Один из иконописцев сказал: «Икона должна сама заговорить с человеком» – услышим же её глас! «Кто имеет уши слышать, да слышит!». (От Матфея 13:9)