Мысли об иконеЦикл икон «Предвечный совет» вторая икона, «Сотворение Адама»

   Цикл икон «Предвечный совет» вторая икона, «Сотворение Адама»

«Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо,  и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли,  но пар поднимался с земли и орошал все лице земли. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их….  И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой».

(Библия. Ветхий завет. Книга Бытия. Глава 2, стихи 4-7; глава 1, стихи 27, 31)

Космическую тему  сотворения мира продолжает вторая работа из цикла «Предвечный совет» – «Сотворение Адама».  Это –  повествование об апофеозе миротворения – создании Человека, образа и подобия Божьего. Икона делает видимой онтологическую тайну – сотворение Богом Адама из “персти земной”, изображая этот редкий сюжет как мистерию. Созданная в мастерской «Небо на Земле» икона символическими средствами раскрывает этапы творения. В её верхней части воспроизводится образ первой иконы цикла – Предвечный совет Пресвятой Троицы в потоках безвидной Божественной энергии. Но из этой энергии уже начинает формироваться тварный мир: ярусами он спускается  от таинственного первосотвореного Неба к усеянному звездами небу нашего космоса, затем к облакам и водам и под ними – отделенной от «тверди небесной» к еще не сформированной до конца «тверди земной».

Центральное место в композиции иконы занимает прекрасный и таинственный образ Софии Премудрости Божьей. Крылатый ангел со свитком в руке осеняет и как бы организует все элементы творения в гармоничную симфонию. Премудрость Божия – видимое явление Замысла и Промысла Божьего, берущее начало в Предвечном Совете.

София Премудрость Божия. Новгородская школа. НачалоXV века
София Премудрость Божия. Новгородская школа. НачалоXV века

(СПРАВКА)  Сама  идея Софии как Премудрости насколько изначальна в православии (именно ей посвящен главный храм Византийской империи – София Константинопольская), настолько же доныне и спорна (софиологические споры XX столетия). Она почти не осмысленна православным богословием, и потому особое значение имеет иконографическое проникновение в сию великую тайну мироздания –  ведь именно с ней напрямую связанна  проблема полноты богообщения для падшего мира, синергизм[1] между Творцом и творением[2].К первоисточникам иконы «София Премудрость Божия» нужно отнести библейские тексты и некоторые апокрифические сказания; в первую очередь слова Соломона: «Я, Премудрость, обитаю разумом и Господь имел Меня началом пути Своего”, « С Тобою премудрость, которая знает дела Твои и присуща была, когда Ты творил мир, и ведает, что угодно пред очами Твоими и что право по заповедям Твоим» и пророка Сираха: « Прежде всего произошла Премудрость,  и разумение мудрости – от века».

Сотворение Адама. «Небо на Земле».
Сотворение Адама. «Небо на Земле».

Взятый за основу иконописцами «Небо на Земле» извод иконы Софии (новгородского типа; с крылатым юношей как бы ангельского вида) встречается только на православном Востоке и почти не известен на Западе.   Он, представляя собой образ Премудрости Божией,  не совпадающий ни с Богоматерью, ни со Христом, ни с существом ангельской природы, обличает тайное ведение наших предков, не нашедшее себе никакого словесного воплощения. Именно этот извод стал  визуальным центром композиции второй иконы цикла «Предвечный совет».Нижняя часть иконы изображает безвидную еще Землю (прах земной), увенчанную фигурами первосотворенных людей – Адама и Евы. Находясь у ног Софии и как бы сквозь неё,  Адам протягивает руку к Небу – к своему Творцу. Человек общается с Богом в Премудрости – этот знак духовной вертикали[3] раскрывает необходимые условия синергизма.

Интересен образ Адама: в меру условности он схож с традиционным образом Христа. Это не случайность. Пришедший во плоти Богочеловек во внешних Своих, «телесных ризах», был, по преданию, схож с первым человеком. Ведь изначально человек был создан как исполнитель космического Замысла Божьего, и был в телесности своей совершенным существом. Грехопадение откинуло человека в  маргинальные провалы искаженной природы. И именно боговоплощение, словно мучительное рождение из больного организма, через страдания, смерть и воскресение Спасителя, возродило Адама для Неба. Иисус стал Новым Адамом, исполнившим волю Отца.

И наконец, погружаясь в бесконечную глубину онтологических откровений иконы «Сотворение Адама», нельзя не обратить внимание на необычное изображение первой женщины, Евы. Крохотная фигурка, обхватив колени руками, сидит на земле, защищенная от невзгод телом первочеловека. Разница масштаба – не умаление женщины, но свойственный иконописи символизм: Ева пришла на Землю вторым богоподобным[4] существом, как бы прикрытая своим супругом ради исполнения великой миссии – преумножения человеческого рода[5]. Адам и Ева явились изначально единой сущностью, безгрешной райской семьей – «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть». (Библия. Книга Бытия. Глава 2, стихи 23,24).  Таким образом, семья – это единственная институция, перешедшая в наш мир из Земного рая. Это то, что, реализуясь в  деторождении, сделало невозможным разрушение Божьего замысла о сотворении мира – не смотря на потенцию обладающего свободой воли и выбора человека к отпадению от Бога. Смерть, входя в мир через грехопадение, тем не менее, абсолюта власти не достигла: смерть побеждена деторождением, побеждена Семьей.

 

Образом перворайской семьи и является в иконе «Сотворение Адама» связанная композиционно воедино двоица первых людей. В отличии от большинства как православных икон на эту тему, так и религиозной живописи Запада, где Адам и Ева отделены друг от друга пред Богом и в мире природы, на иконе Предвечного совета  они – одно целое в двух неслиянных индивидуальностях.  Адам – хранитель семьи, её защитник и устроитель. Его ребра и правая рука образуют как бы силуэт кровли, под которой уютно жене – Еве. Это – образ райского Дома. В центре Дома – Ева, хрупкое, нежное, и потому особо заботливо и тщательно хранимое средоточие семьи, её смысл и назначение.

И в этом Доме Семьи, Доме, над которым не сможет быть властна даже смерть, в Доме как в воплощенном посредством Софии замысле Предвечного совета, главное новаторское содержание иконы «Сотворение Адама».

 

[1]  –  Синерги́зм (от греч. συνεργία Synergos — (syn)вместе (ergos) действующий, действие) — это взаимодействие двух или более факторов, характеризующееся тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы. В богословии под Синергизмом подразумевают согласное взаимодействие божественной и человеческой воли.

[2]  – См. статью «София» из книги  «София-Логос. Словарь».крупнейшего христианского мыслителя современности академика С.С Аверинцева.

[3]  – В этом плане небезынтересно сопоставить вертикаль  богообщения Адама на иконе «Предвечного совета» с горизонталью протянутых рук на знаменитой фреске Микеланджело «Сотворение мира»

[4]  – «…сотворим человека … по подобию Нашему…». (Библия. Книга Бытия. Глава 1, стих 26).

[5]  – «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.  И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими,  и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». (Библия. Книга Бытия. Глава 1, стихи 27,28)

Цикл икон «Предвечный совет» первая икона, «Живоначальной Троицы»

«Наречение имён Адамом» –  третья икона цикла «Предвечный совет»

«Прииде Мати Господа моего ко мне» – четвертая икона цикла «Предвечный совет»

«Рождество Христово» – пятая икона цикла «Предвечный совет»

«Радуйся, Радосте наша» – шестая икона цикла «Предвечный совет»

Седьмая икона цикла «Предвечный совет» – «Призвание Нафанаила»

Цикл икон «Предвечный совет» восьмая икона, «Крест»

«Страшный суд» – девятая икона цикла «Предвечный совет»